Фото: Кузнецов Никита/GeoPhoto.ru
Арктика сегодня. К 2024 году грузооборот на Севморпути может вырасти до 90 млн тонн
До 90 млн тонн грузов может быть перевезено по Северном морскому пути в течение 2024 года, а к 2030 году этот показатель может достичь 216 млн тонн. Это на 10 и 66 млн тонн больше, чем предусмотрено для указанных годов интегрированным планом развития Севморпути до 2035 года, утвержденным правительством в августе 2022 года. Такие данные были приведены в презентации первого замглавы Минвостокразвития Гаджимагомеда Гусейнова, представленной в ходе VIII Международной конференции «Арктика-2023», состоявшейся в Москве 2-3 марта 2023 года.
Объемы грузооборота на Севморпути были рассчитаны на базе конкретных обязательств, взятых на себя компаниями-грузоотправителями. По словам замминистра, основной вклад в развитие грузопотока обеспечат шесть крупных корпоративных игроков, реализующих свои проекты в Заполярье. Так, компания «Новатэк» перевезет 33 млн в 2024 году и 64 млн – в 2030, «Роснефть» – 30 млн тонн и 100 млн тонн, «Газпром нефть» – 5,6 млн и 3 млн тонн, «Северная звезда» – 3,5 млн и 12 млн тонн, «Норильский никель» – 1 млн и 1,1 млн тонн соответственно. Также к 2030 году будет запущен добычной кластер, опирающийся на Баимское месторождение, – он обеспечит 1,4 млн тонн грузов. В свою очередь, в Минвостокразвития ожидают, что транзитные и каботажные перевозки выйдут на 17 млн тонн к 2024 году и 34 млн тонн – к 2030 году.
Развитие Северного морского пути во многом определяется темпами и динамикой экономической активности в Арктической зоне России. Бурный рост проектов, запускаемых в Заполярье при содействии государства, формирует новые грузопотоки на арктической магистрали. В то же время, эти проекты во многом зависят от внешней конъюнктуры, которая, в силу складывающихся обстоятельств, утрачивает свою прогнозируемость. Будем надеяться, что планы грузоотправителей воплотятся в полном объеме.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
Объемы грузооборота на Севморпути были рассчитаны на базе конкретных обязательств, взятых на себя компаниями-грузоотправителями. По словам замминистра, основной вклад в развитие грузопотока обеспечат шесть крупных корпоративных игроков, реализующих свои проекты в Заполярье. Так, компания «Новатэк» перевезет 33 млн в 2024 году и 64 млн – в 2030, «Роснефть» – 30 млн тонн и 100 млн тонн, «Газпром нефть» – 5,6 млн и 3 млн тонн, «Северная звезда» – 3,5 млн и 12 млн тонн, «Норильский никель» – 1 млн и 1,1 млн тонн соответственно. Также к 2030 году будет запущен добычной кластер, опирающийся на Баимское месторождение, – он обеспечит 1,4 млн тонн грузов. В свою очередь, в Минвостокразвития ожидают, что транзитные и каботажные перевозки выйдут на 17 млн тонн к 2024 году и 34 млн тонн – к 2030 году.
Развитие Северного морского пути во многом определяется темпами и динамикой экономической активности в Арктической зоне России. Бурный рост проектов, запускаемых в Заполярье при содействии государства, формирует новые грузопотоки на арктической магистрали. В то же время, эти проекты во многом зависят от внешней конъюнктуры, которая, в силу складывающихся обстоятельств, утрачивает свою прогнозируемость. Будем надеяться, что планы грузоотправителей воплотятся в полном объеме.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
6 марта 2023