Арктика сегодня: ледоколы и экология
Работа над увеличением нашего ледокольного флота продолжается. Важное заявление по этому поводу сделал сегодня вице-премьер Ю. Борисов. По его словам, в скором будущем заказ на ледоколы проекта 22220, строящиеся на «Балтзаводе», будет расширен до пяти. Пока что, напомню, на балтийских верфях сооружается три таких атомохода – «Урал», «Сибирь» и «Арктика». В то же время, замглавы правительства, по факту, дезавуировал прежние заявления о том, что строительство «Лидера» будет осуществляться в кооперации между «Балтзаводом» и «Звездой»: последняя была названа единственным исполнителем по этому проекту. В общем, сердце (по крайней мере, пока) успокоилось компромиссом: все «Лидеры» ушли на Дальний Восток, петербуржцы получили заказ на ещё два крупных ледокола, а на Севморпути в итоге будут работать целых восемь новых судов обоих проектов.
И к новостям экологии. Как утверждает командование Северного флота, экспедиция на Новую Землю выявила, что природа архипелага смогла полностью восстановиться после ядерных испытаний, которые проводились там в советские времена. По словам представителей флота, сейчас куда бОльшую опасность для арктической окружающей среды представляют не радиация, а накопленный ущерб и бытовые отходы. Впрочем, и с этим врагом флот борется: за последние годы на утилизацию с островов Новой Земли было отправлено более 3 тыс. тонн металлолома.
Кстати, не мы одни обеспокоены вопросом сохранения Арктики. Соседи-финны готовятся к масштабному снижению выбросов парниковых газов, – в Хельсинки поставлена цель сократить этот показатель на 40% к 2030 году. Добиваться указанного результата планируется с помощью серьёзного расширения практики использования ВЭС, а также постепенного замещения автомашин на двигателях внутреннего сгорания электромобилями.
Александр Стоцкий
23 ноября 2018