Фото: Штрик Вадим/GeoPhoto.ru
Арктика сегодня: новое суперминистерство и экономические мускулы Мурмана
По мере того, как арктическая повестка занимает всё более высокое место в системе стратегических приоритетов России, растёт и актуальность таких вопросов: как будет осуществляться арктическая политика? Кто будет её формировать и проводить в жизнь? Сегодня на эту тему прозвучало весьма важное заявление. Вице-спикер Госдумы О. Епифанова выступила с предложением учредить министерство по развитию Севера, которое, по плану парламентариев, должно будет курировать не только АЗ РФ, но и прилегающие к ней северные и/или труднодоступные территории (в т.ч. Дальний Восток). По словам депутата, Госдума окончательно оформит эту инициативу и войдет с ней в правительство уже в марте. Думается, говорить о том, что подобный орган власти будет создан (по крайней мере, именно в заявленном виде), пока преждевременно. Как мы все прекрасно знаем, Арктика – весьма сложный регион, причём эта самая сложность связана не только с его климатической, экономической, стратегической и демографической спецификой, но и с разнообразием ведомственных и корпоративных интересов, на него завязанных. Поэтому примерять лавры Нострадамуса не возьмусь, а предложу просто посмотреть, как будут развиваться события. Но необходимо помнить одно: вопросы, которые я упомянул ранее, носят вполне объективный характер, и государство их будет как-то решать, а значит, это не последняя новость подобного плана. Отвлечёмся немного от политики. Арктическая экономика продолжает демонстрировать неплохие перспективы. Интересные вести пришли из Мурманска: по словам областного министра развития промышленности и предпринимательства О. Кузнецовой, суммарный объём инвестиций в приоритетные и стратегические проекты, которые реализуются в регионе, достиг 107 млрд. рублей. Речь идёт, прежде всего, об инфраструктурных проектах федерального значения и, в частности, таких, как развитие Мурманского транспортного узла, создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений и некоторые другие. В ряде случаев, эти проекты носят характер ГЧП и предусматривают господдержку инвесторов (всего заключено 15 соглашений о государственной поддержке). Перспективы выглядят весьма оптимистично. На данный момент годовая доходность этих проектов для областного бюджета оценивается в районе 1,8 млрд. рублей. Также предполагается, что их запуск и последующий выход на плановые мощности позволит создать около 6 тысяч рабочих мест, что оживит местную экономику и позволит повысить привлекательность региона. Если же смотреть на дело шире, речь идёт о серьёзном наращивании областью потенциала по транзиту арктических грузов, что станет ещё одним этапом на пути к превращению СМП в важнейшую транспортную артерию. Помните, мы говорили о формировании опорных зон в Арктике явочным порядком? Вот это оно и есть.
Александр Стоцкий
19 февраля 2018