Арктика сегодня: новые мощности и дальневосточная рыба

Арктика сегодня: новые мощности и дальневосточная рыба

Руководство Мурманской области обратилось к федеральному правительству с просьбой увеличить пропускную мощность железнодорожной части Мурманского транспортного узла до 44 млн тонн. По данным властей региона, изначально проект был рассчитан на создание железнодорожных путей суммарной пропускной способностью 28 млн тонн в год, таким образом, рост составит 1,8 раза. Причина роста — увеличение объёма перевозок, прогнозируемое в свете запуска проектов ТОР «Столица Арктики». 

Недавно президент страны дал поручение проработать идею запуска регулярных поставок рыбной продукции с Дальнего Востока по Северному морскому пути. Сама по себе эта концепция несёт в себе значительное рациональное зерно: СМП позволит сэкономить на времени доставки дальневосточной рыбы в Европейскую Россию и, одновременно, перевезти её существенно больше, чем удаётся по железной дороге. О том, что это позволит поддержать отечественную рыбную отрасль и заместить импорт, излишне и говорить. Однако при этом есть проблемы: проводка через льды стоит денег, а суда, доставляющие рыбу, сложно загрузить при отправке в обратный путь. Именно эти проблемы должны быть сняты для того, чтобы идея заработала.

И первые варианты её решения уже есть. По мнению перевозчиков и региональных властей, расходы на ледовую проводку могло бы взять на себя государство, заинтересованное в том, чтобы россияне питались отечественной рыбной продукцией. Также имеет смысл создавать хабы, позволяющие консолидировать грузы перед их отправкой по СМП. Есть варианты и по обратной загрузке: на Дальний Восток может пойти продукция ряда предприятий Архангельской и Мурманской областей. В любом случае, отрадно, что работа по выстраиванию этой логистической цепочки продвигается.

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
22 мая 2020