Фото: Гернет Николай/GeoPhoto.ru
Арктика сегодня. Правительство одобрило план развития Севморпути до 2035 года
План развития Северного морского пути до 2035 года одобрен правительством России. Важный руководящий документ, задающий конкретные стратегические ориентиры в контексте усилий по становлению СМП как главной арктической магистрали России, утвержден распоряжением за подписью премьер-министра Михаила Мишустина от 1 августа 2022 года №2115-р.
План, включающий в себя порядка 150 различных мероприятий, нацелен на содействие скорейшему запуску новых арктических проектов России, успешная реализация которых напрямую зависит от работы Севморпути. План включает в себя, в том числе, строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний» в интересах проекта «Арктик СПГ-2», нефтеналивного терминала «Бухта Север» для перевалки нефти с месторождений «Восток Ойл», угольного терминала «Енисей» для арктического угольного кластера, который создается на полуострове Таймыр. Помимо этого, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения разработки Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Мурманской области и т.д. Значительный акцент сделан на улучшении портовой инфраструктуры Заполярья: закреплена установка на дальнейшее развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.
Документ фиксирует ключевые параметры дальнейшего наращивания ледокольных возможностей России. Так, план предполагает создание пятого и шестого серийных атомных ледоколов проекта 22220, которые должны быть построены в 2023-2028 и 2024-2030 годах соответственно, а также нового судна атомно-технологического обслуживания. Помимо этого, «Росатому», Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу поручено подготовить предложения по строительству первого и второго серийных ледоколов проекта 10510 («Лидер»), которые должны быть представлены в правительство до 20 декабря 2023 года. «Росатом» и Минпромторг также должны определить необходимость строительства еще четырех ледоколов до декабря 2030 года.
Безопасность навигации по заполярной транспортной артерии будет обеспечиваться за счет пополнения и дооснащения аварийно-спасательного флота России: запланировано сооружение еще 46 спассудов, а также оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолётами. Будет создана полярная спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и позволит оценивать изменения климата.
Все это позволит существенно нарастить объем грузоперевозок по Севморпути. Прогнозная часть документа предусматривает, что к 2024 году по СМП будет перевозиться чуть более 90 млн тонн грузов, что на 10 млн тонн превосходит целевые значения, заданные указом президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». К 2030 году этот объем составит 216,5 млн тонн – на 66,5 млн тонн больше, чем это зафиксировано утвержденными целевыми показателями стратегической инициативы «Круглогодичный Севморпуть». В свою очередь, к 2035 году по СМП должно перевозиться 238,1 млн тонн грузов в год.
Общий объем финансирования мероприятий плана составляет порядка 1,8 трлн рублей. Документ относит ответственность за координацию реализации его положений к сфере ведения Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; контрольными функциями наделяются Минвостокразвития и Координационный центр при правительстве. Минвостокразвития поручено утвердить конкретный график реализации плана до 1 декабря текущего года.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
План, включающий в себя порядка 150 различных мероприятий, нацелен на содействие скорейшему запуску новых арктических проектов России, успешная реализация которых напрямую зависит от работы Севморпути. План включает в себя, в том числе, строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний» в интересах проекта «Арктик СПГ-2», нефтеналивного терминала «Бухта Север» для перевалки нефти с месторождений «Восток Ойл», угольного терминала «Енисей» для арктического угольного кластера, который создается на полуострове Таймыр. Помимо этого, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения разработки Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Мурманской области и т.д. Значительный акцент сделан на улучшении портовой инфраструктуры Заполярья: закреплена установка на дальнейшее развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.
Документ фиксирует ключевые параметры дальнейшего наращивания ледокольных возможностей России. Так, план предполагает создание пятого и шестого серийных атомных ледоколов проекта 22220, которые должны быть построены в 2023-2028 и 2024-2030 годах соответственно, а также нового судна атомно-технологического обслуживания. Помимо этого, «Росатому», Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу поручено подготовить предложения по строительству первого и второго серийных ледоколов проекта 10510 («Лидер»), которые должны быть представлены в правительство до 20 декабря 2023 года. «Росатом» и Минпромторг также должны определить необходимость строительства еще четырех ледоколов до декабря 2030 года.
Безопасность навигации по заполярной транспортной артерии будет обеспечиваться за счет пополнения и дооснащения аварийно-спасательного флота России: запланировано сооружение еще 46 спассудов, а также оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолётами. Будет создана полярная спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и позволит оценивать изменения климата.
Все это позволит существенно нарастить объем грузоперевозок по Севморпути. Прогнозная часть документа предусматривает, что к 2024 году по СМП будет перевозиться чуть более 90 млн тонн грузов, что на 10 млн тонн превосходит целевые значения, заданные указом президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». К 2030 году этот объем составит 216,5 млн тонн – на 66,5 млн тонн больше, чем это зафиксировано утвержденными целевыми показателями стратегической инициативы «Круглогодичный Севморпуть». В свою очередь, к 2035 году по СМП должно перевозиться 238,1 млн тонн грузов в год.
Общий объем финансирования мероприятий плана составляет порядка 1,8 трлн рублей. Документ относит ответственность за координацию реализации его положений к сфере ведения Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; контрольными функциями наделяются Минвостокразвития и Координационный центр при правительстве. Минвостокразвития поручено утвердить конкретный график реализации плана до 1 декабря текущего года.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
5 августа 2022