Арктика сегодня: северный завоз и полярная станция
Федеральная власть решила озаботиться северным завозом. Во-первых, Минвостокразвития выступило за создание отдельного нормативно-правового акта, который регулировал бы вопросы завоза в арктические и приполярные районы нашей страны. По мнению министерства, нынешняя практика, существующая в данной сфере, – вносить изменения в уже существующие законы – исчерпала себя. Мы в «ПОРА» по этой проблеме с министерством солидарны. Вопрос снабжения наших «северов», – а именно это подразумевается под «северным завозом», – очень важен. Поэтому нужен особый закон, регламентирующий этот завоз и хотя бы, для начала, определяющий само его понятие: вы будете смеяться, но законодательно никакого «северного завоза» не существует, и что это такое, в национальном праве до сих пор не сформулировано.
Во-вторых, было принято решение зафиксировать механизм северного завоза в качестве национального приоритета в нацпрограмме по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Об этом сообщила замдиректора департамента инфраструктурных проектов Минвостокразвития И. Маканова на заседании в Совете Федерации. Всё это, с моей точки зрения, правильные, хотя и несколько запоздавшие шаги. Впрочем, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
И об исследовании Арктики. Как и обещал, продолжаю следить за ходом работ по созданию ледовой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Сегодня стало известно, что петербургские «Адмиралтейские верфи» официально преступили к её строительству: была начата резка металла для будущей ЛСП. Событие это, на самом деле, значимое. Для того, чтобы состояться в качестве великой арктической державы, нам необходимо удерживать первенство в изучении Заполярья. Создание ЛСП в этом смысле означает начало возврата утраченных позиций и возобновление нашего постоянного научного присутствия в высоких широтах, прерванного после сворачивания программы дрейфующих станций.
Александр Стоцкий
20 декабря 2018