Арктика сегодня: строительство «Лавны», подводные беспилотники и блокчейн
Заметное арктическое событие: началось строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» в Мурманском морском порту. Угольный перевалочный комплекс будет обладать мощностью 18 млн тонн в год. Сейчас к нему идет прокладка железнодорожной ветки длиной 46 км с годовой пропускной способностью в районе 28 млн тонн (как видим, строят с запасом, учитывая увеличение грузопотока в перспективе). Терминал сооружается на основе государственно-частного партнерства; всего в проект планируется вложить около 25 млрд рублей. Стратегическим инвестором собирается выступить международная корпорация Mercuria Energy Trading S.A., которая, как стало известно сегодня, готовит заявку в ФАС на приобретение контрольной доли в ООО «Морской торговый порт «Лавна». Вот так совместными усилиями государства и бизнеса наращивается инфраструктура под будущий экономический рост в нашей Арктике.
Перейдём к новостям науки и техники. Российский Фонд перспективных исследований (ФПИ) заявил о подготовке к созданию беспилотных буровых установок и автоматических подводных модулей различного назначения. Разработки будут вестись в рамках проекта «Айсберг», запущенного ФПИ в 2015 году и предполагающего строительство научно-исследовательской подводной лодки для разведочных работ на арктическом шельфе. Уверен в успехе этого проекта: несмотря на значительные сроки (первые прототипы обещают к 2025 году) и затраты на реализацию (уже сейчас речь идёт о нескольких десятках миллиардов рублей), данное начинание позволит прочно закрепить за Россией лидерство в высоких арктических технологиях и создаст крупное конкурентное преимущество национального масштаба.
Ещё одна серьёзная новость технологического ряда. Один из крупнейших мировых морских перевозчиков, Maersk, анонсировал скорый запуск собственной криптовалюты. Новая цифровая валюта будет связана с блокчейн-платформой компании, известной как Global Shared Container Platform, или GSCP («Глобальная распределённая контейнерная платформа»). Предполагается, что это поможет рационализировать рынок контейнерных перевозок, добившись не только существенной экономии (потенциальный эффект оценивается примерно в 5,7 млрд долларов в год), но и минимизации ущерба окружающей среде за счёт уменьшения недогрузки: аналитики считают, что это позволит снизить выбросы углекислого газа на 4,6 млн тонн в год. Казалось бы, причём тут Арктика? Во-первых, при том, что часть перевозок идёт через СМП, и этот объём будет только расти по мере усиления судоходства по этой магистрали. Во-вторых, технология позволит уменьшить количество чёрной сажи, оседающей на арктических льдах и способствующей их таянию. И в-третьих, опыт внедрения технологии блокчейн может пригодиться в нашей части Арктики. Каким образом? Об этом мы и поговорим завтра, 3 апреля, на очередном заседании нашего Дискуссионного клуба, в этот раз посвящённом теме: «Применение технологии блокчейн в сфере альтернативной электроэнергетики в Арктике».
Александр Стоцкий
2 апреля 2018