Фото: Штрик Вадим/GeoPhoto.ru
Арктика сегодня: «затор» в арктических морях как стресс-тест для СМП
В восточном секторе ключевой арктической магистрали России – Северного морского пути – сложилась сложная транспортно-логистическая ситуация, заявил 22 ноября 2021 года глава госкорпорации «Росатом» А.Лихачев. По его словам, в акватории Северного морского пути из-за неблагоприятной ледовой обстановки застряли 24 судна, в том числе – нефтеналивной танкер.
Как утверждают в «Росатоме», эксплуатирующем весь атомный ледокольный флот России, причиной стало совпадение нескольких факторов. Во-первых, сказалось поэтапное расширение перевозок по СМП, связанное и с северным завозом, и с реализуемыми инвестиционными проектами, и с необходимостью развивать новые. Во-вторых, мировая пандемия косвенно повлияла на сроки проводок судов, которые сместились с плановых сентября—октября на конец октября—ноябрь, когда движение по СМП без ледокольной проводки не рекомендуется. В-третьих, причиной вынужденного дрейфа на СМП грузовых и научных судов стал неточный прогноз погоды: в 2021 году процесс ледообразования в акватории СМП начался на две недели раньше — впервые за последние семь лет, однако метеорологические службы не смогли предсказать это событие.
Ответы на логистический вызов вырабатываются в оперативном штабе «Росатома», который возглавляет замгендиректора корпорации В. Рукша. 8 из 24-х судов уже освобождены из ледового плена, по оставшимся 16-ти работа продолжается. «Росатом» утверждает: проблемы с проводкой судов будут решены до конца декабря, а северный завоз будет выполнен в полном объеме.
Текущий эпизод является своего рода стресс-тестом для системы управления нашим заполярным транспортным коридором. В целом она справляется с вызовами. В то же время, в свете неминуемого усиления интенсивности движения по СМП, необходимо и далее работать над совершенствованием и тонкой донастройкой механизма.
Еще один комментарий касается климата. Несмотря на широко распространенную точку зрения, будто в Арктике развивается линейный процесс потепления, формируемую рядом СМИ и общественных (прежде всего — природоохранных) движений, ситуация на СМП свидетельствует, что климатические процессы сложнее моделей, построенных человеком. А это значит, что их абсолютизация — и некритичное применение в реальных условиях Севера — ошибочны.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
Как утверждают в «Росатоме», эксплуатирующем весь атомный ледокольный флот России, причиной стало совпадение нескольких факторов. Во-первых, сказалось поэтапное расширение перевозок по СМП, связанное и с северным завозом, и с реализуемыми инвестиционными проектами, и с необходимостью развивать новые. Во-вторых, мировая пандемия косвенно повлияла на сроки проводок судов, которые сместились с плановых сентября—октября на конец октября—ноябрь, когда движение по СМП без ледокольной проводки не рекомендуется. В-третьих, причиной вынужденного дрейфа на СМП грузовых и научных судов стал неточный прогноз погоды: в 2021 году процесс ледообразования в акватории СМП начался на две недели раньше — впервые за последние семь лет, однако метеорологические службы не смогли предсказать это событие.
Ответы на логистический вызов вырабатываются в оперативном штабе «Росатома», который возглавляет замгендиректора корпорации В. Рукша. 8 из 24-х судов уже освобождены из ледового плена, по оставшимся 16-ти работа продолжается. «Росатом» утверждает: проблемы с проводкой судов будут решены до конца декабря, а северный завоз будет выполнен в полном объеме.
Текущий эпизод является своего рода стресс-тестом для системы управления нашим заполярным транспортным коридором. В целом она справляется с вызовами. В то же время, в свете неминуемого усиления интенсивности движения по СМП, необходимо и далее работать над совершенствованием и тонкой донастройкой механизма.
Еще один комментарий касается климата. Несмотря на широко распространенную точку зрения, будто в Арктике развивается линейный процесс потепления, формируемую рядом СМИ и общественных (прежде всего — природоохранных) движений, ситуация на СМП свидетельствует, что климатические процессы сложнее моделей, построенных человеком. А это значит, что их абсолютизация — и некритичное применение в реальных условиях Севера — ошибочны.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
23 ноября 2021