Арктика за неделю: «Лидер», СМП и электроэнергия
Что было в Арктике интересного в прошедшую неделю? Много всего. Президент изменил условия игры на арктическом энергорынке; у нас и за рубежом много говорили о перспективах СМП; атомщики, судостроители и транспортники начали подготовку к строительству ледокола «Лидер». Произошли и другие, не менее интересные и важные события. Поговорим обо всём этом.
Вести энергорынка. Согласно президентскому указу, подписанному на днях, срок, на который региональные власти могут устанавливать предельные уровни цен на электроэнергию, реализуемую в изолированных территориальных энергосистемах, повышен с одного года до пяти лет. Это добавит рынку стабильности и повысит его привлекательность. Основным выгодоприобретателем станет Арктика: ведь именно там, в основном, и находятся эти самые изолированные энергосистемы.
СМП обречён на рост. Согласно выводам исследования, подготовленного ТНК Allianz, привлекательность арктических акваторий для грузоперевозчиков растёт: сказывается не только уменьшение ледового покрова в регионе, но и усиление внимания к Арктике со стороны России и Китая. Однако повышаются и риски: увеличение трафика влечёт усиление вероятности морских происшествий, что создаёт дополнительные вызовы в контексте освоения арктического транспортного потенциала.
То же, но в цифрах. По данным ОСК и природопользователей, к 2035 году по СМП будет перевозиться примерно 155 млн тонн грузов в год. Скорее всего, реальные показатели через семь лет будут отличаться, но вполне возможно, что они будут выражаться трёхзначными числами.
«Лидер»: начало. На самом деле, только подготовка к таковому, но и это уже хорошо. Во-первых, ЦКБ «Айсберг» заявил о завершении согласования техпроекта нашего перспективного сверхледокола и о скором начале разработки рабочей конструкторской документации. А во-вторых, атомщики сообщают о том, что уже работают над новой силовой установкой для нашего гиганта. И это прекрасно!
Арктика промышленная. Стали известны цифры промышленного развития ЯНАО. По данным администрации субъекта, с начала текущего года окружной индекс промышленного производства вырос более чем на 12%. В денежном выражении (в числах, полученных по итогам прошлого года) промышленность региона оценивается примерно в 2 трлн рублей.
Возим газ. Первая в истории российско-канадских торговых отношений партия российского СПГ, отгруженного из Арктики, достигла берегов Канады.
Строим ВЭС. В Карелии, на берегу Белого моря, будет сооружена первая в этом субъекте ветроэлектростанция. Реализация этого проекта обойдётся примерно 9 млрд рублей, а его итогом станет создание ветропарка мощностью 60 МВт.
Углубляем Печору. На самом деле, давно пора: дноуглубительных работ на этой ключевой для транспортного снабжения НАО реке не было уже 20 лет. И вот решение принято. На проведение необходимых работ будет выделено 1,5 млрд рублей.
Восстанавливаем популяцию. Собский рыбоводческий завод выпустил в Обь более 1 млн мальков рыбы муксун; на очереди – 4 млн мальков чира. Оба деликатесных вида относятся к исчезающим, в силу чего на Ямале и борются за восстановление стад этих рыб.
Прокладываем дороги. Салехард и Надым будут соединены полноценной автодорогой. Это большой шаг вперёд, ведь сейчас эти города сообщаются только зимниками и авиацией. Сооружение дороги длиной 345 км займёт примерно три года и завершится к 2021 г.
Ведём исследования. Десятая экспедиция Арктического плавучего университета благополучно завершилась. Участники АПУ провели ряд исследований, некоторые из которых наверняка помогут нам лучше понять природу процессов, происходящих в Арктике. В частности, особый интерес представляют результаты изучения путей попадания загрязнителей в высокие широты.
На сегодня – всё. Следующая неделя принесёт новые события, о которых расскажут наши обзоры. Любите Арктику, слушайте биения её огромного сердца, участвуйте в её развитии вместе с нами!
Александр Стоцкий
5 августа 2018