Арктика за неделю: обсуждаем стратегию, работаем над экспортом, наращиваем грузопоток
Неделя началась с весьма заметного события. В парламенте состоялись слушания, посвящённые подготовке ключевого документа по нашей Арктике – стратегии развития АЗРФ до 2035 г. Мероприятие прошло продуктивно: участники внесли целый ряд предложений, а тема Арктики и её устойчивого развития вновь была поднята на высоком уровне. Отмечу несколько важных тезисов.
СМТК. Минвостокразвития рассматривает вариант продления Севморпути: в обновлённом варианте он будет проходить от Мурманска до Камчатки. При этом функции единого оператора СМП должны будут распространяться на весь этот трансрегиональный путь. Новая транспортная артерия получит название Северного морского транспортного коридора. СМТК рассматривается министерством как перспективный международный транзитный маршрут. Для начала его планируется сделать достаточно безопасным, предсказуемым и устроенным с точки зрения логистики, а с 2030-х гг. будет развёрнута работа по занятию ниши на рынке международных перевозок.
Особый режим. Проект закона об особом экономическом режиме в Заполярье согласован, и до конца года он будет внесен в Госдуму. Новый экономический режим должен заработать уже в следующем году.
Шельф. Законопроект о доступе частных и зарубежных компаний к нераспределенному арктическому шельфу будет представлен на общественное обсуждение в течение месяца. Основные разногласия преодолены, документ выходит на финишную прямую.
Социалка. Больная для нашей Арктики тема получила достаточно подробное освещение. Настрой серьёзный: если проблемы есть, их надо решать. По данным Минвостокразвития, потребность в финансировании социальных мер в АЗРФ до 2035 г. оценивается в 350 млрд руб. Эти средства министерство хотело бы получить из налоговых поступлений от реализации новых проектов в Заполярье.
А теперь о других – не менее важных – новостях.
Стратсессия в Анадыре. В столице Чукотского АО состоялась заключительная стратегическая сессия, прошедшая в рамках совместных мероприятий Минвостокразвития, ПОРА и арктических регионов по разработке стратегии развития нашего Заполярья до 2035 г. Перспективы округа весьма значительны: уже в самом близком будущем он может выйти на первое место по темпам экономического роста среди регионов не только АЗРФ, но и России в целом. На данный момент идёт масштабная работа по запуску ряда больших проектов, которая позволит региону достичь самоокупаемости к 2026 г., а далее и войти в число субъектов-доноров.
Новые экспортёры? Минэкономразвития выступило с инициативой расширить список компаний, уполномоченных экспортировать СПГ. Как считают в министерстве, подобная мера могла бы дать дополнительный толчок коммерческим проектам в одной из флагманских отраслей нашей арктической экономики. Вопрос прорабатывается «наверху».
Пускать ли иностранцев? «Газпром» обратился в Минэнерго с просьбой определить случаи, когда в Арктике для проведения определенных технических операций можно было бы привлекать суда под иностранными флагами в отсутствие российских аналогов. Посмотрим, что ответят в министерстве.
Арктический уголь и индийская сталь. Судя по всему, немалую часть потребности Индии в качественном угле будет закрывать наша Арктика. Как заявляют в Минвостокразвития, к 2025 году мы сможем поставлять в Индию порядка 28 миллионов тонн угля в год.
Грузы для СМП. По мнению «Росатома», к 2035 г. наша главная арктическая магистраль может выйти на грузопоток, составляющий 120 млн тонн ежегодно. Как считают в корпорации, достижение этого показателя станет вполне реалистичным при введении широких преференций для арктической добычи.
...и спутники для него же. К развёртыванию над нашей Арктикой готовится сеть из 12 малых спутников, которые создаются «Роскосмосом» совместно с «Росатомом». Спутники будут вести мониторинг ледовой обстановки на СМП и исследовать арктический лёд для того, чтобы сделать навигацию в акватории Севморпути более безопасной.
Вот и всё на сегодня, да и на эту неделю тоже. Оставайтесь с нами, читайте наши выпуски, не пропускайте новости о жизни нашей Арктики!
Александр Стоцкий