
Арктика за неделю: развитие инфраструктуры и атом на службе Арктики
Итак, ещё одна динамичная арктическая неделя позади. Она была отмечена рядом важных высказываний, напрямую касающихся Арктики и перспектив её развития. Ключевые тезисы были вкраплены в послание Президента Федеральному собранию; некоторые интересные заявления озвучивались и в ходе конгресса «Арктика – территория объединения компетенций», прошедшем в Санкт-Петербурге.
В центре всеобщего внимания оказалась транспортная составляющая освоения русской Арктики. Вообще, отрадно видеть, что понимание важности инфраструктуры в нашем продвижении на Север растёт. Ряд новостей (скорее рутинных, чем «прорывных», но от того не менее важных) касались развития атомной энергетики для нужд Арктики. Поговорим же о двух основных темах ушедшей недели.
Инфраструктура
- Флагманской новостью в этой сфере стала, конечно же, президентская установка на то, чтобы в 2025 году по СМП перевозилось 80 млн тонн грузов в год. Для своевременного решения этой задачи потребуется системная модернизация всего СМП, направленная на обеспечение круглогодичной навигации. Пока что к всесезонной работе готов только порт Сабетта, но работа над расширением данного списка ведётся: полным ходом идёт сооружение терминала «Чайка» на Диксоне, который также сможет работать без перерывов на зиму. В развитии СМП выразили заинтересованность и финны. Компания «Arctia», национальный оператор ледокольного флота страны, изъявила желание выделить свои ледоколы для увеличения проходимости (и, соответственно, грузопотока) СМП.
- Проявляет позитивную динамику проект Северного широтного хода: Правительство одобрило начало концессионной процедуры по его строительству. Вместе с подвижками по мосту через Обь, о которых мы сообщали ранее, это говорит о том, что проект постепенно приобретает реальные очертания.
- Амбициозный план по модернизации и развитию российской инфраструктуры дополняется курсом на реконструкцию автодорог. Всего на это планируется выделить около 11 трлн рублей за 6 лет. Очевидно, немалая часть этих средств должна быть направлена в Арктическую зону, примерно половина дорог которой, по оценкам, находятся в аварийном состоянии.
- На Балтийском заводе завершаются швартовные испытания плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», которая отправится в город Певек на Чукотке, чтобы заменить собой выводимую из эксплуатации Билибинскую АЭС (и попутно отнять у неё лавры самой северной в России). Это позволит решить актуальную проблему энергоснабжения чукотского побережья и рудно-металлического кластера региона.
- В свою очередь, главная корпорация отечественной атомной отрасли, «Росатом», выдала целый ворох новостей. Во-первых, компания сообщила о том, что прорабатывает планы постройки мини-АЭС для энергоснабжения добывающего проекта «Павловское» на Новой Земле. Во-вторых, началась долгожданная модернизация Кольской АЭС. И в-третьих, росатомовский «ТВЭЛ» уведомил о скором начале изготовления ядерного топлива для атомного ледокола «Урал», сооружаемого на вышеупомянутом Балтзаводе.
Александр Стоцкий
3 марта 2018