Арктика за неделю: шельф, инвестиции, инфраструктура
Прошедшая неделя порадовала целым ворохом арктических новостей. Вопросы развития Крайнего Севера так или иначе рассматривались на конференции в Санкт-Петербурге, форуме в Сочи и переговорах в Эр-Рияде; звучали небезынтересные заявления и анонсировались масштабные проекты. Коротко упомянем о главном.
- Шельф. Госкомиссия по запасам полезных ископаемых обнародовала информацию о состоянии российского шельфа и деятельности по его освоению. Приходится констатировать, что на данный момент параметры рентабельности шельфовых месторождений в русской Арктике невысоки и колеблются в районе 8%. Это объективно откладывает извлечение углеводородов на арктическом шельфе России и актуализирует поиск технологических и инфраструктурных решений, позволяющих повысить этот показатель. Впрочем, над его улучшением идёт непрекращающаяся работа: по данным Минприроды, озвученным на этой неделе, в 2017 г. суммарные расходы добывающих госкомпаний на исследование шельфа составили ок. 90 млрд. рублей, и минимум столько же средств на это выделят в текущем году. А это значит, что извлекаемость ресурсов будет расти.
- Инвестиции. Официальная позиция России по арктическим богатствам известна: земля наша велика и обильна, да и с порядком в последнее время неплохо, поэтому приходите инвестировать и зарабатывать вместе с нами. На это предложение, -- по крайней мере, в части, касающейся нового проекта «Арктик СПГ-2», -- откликнулась Саудовская Аравия. Её представители заявили, что хотели бы поучаствовать в освоении газового месторождения на Гыдане. Для саудовцев это вполне разумный выбор, поскольку позволяет им сохранять своё присутствие на рынке в условиях падения доходности добычи на собственной территории. В свою очередь, России саудовское финансирование поможет ввести в эксплуатацию целый кластер добывающих, производственных и инфраструктурных мощностей в арктических широтах.
- Инфраструктура и логистика. В свете постепенного расширения эксплуатации природных ресурсов Арктики, растёт нагрузка на СМП и, вообще, повышается востребованность арктических транспортных маршрутов и соответствующей инфраструктуры. Любопытно, что этот процесс носит вполне объективный характер и развивается преимущественно сам по себе, без чьей-то «руководящей и направляющей» руки.
Александр Стоцкий
18 февраля 2018