Арктика за неделю: стратегия, грузы и ледоколы
Уходящая неделя запомнилась сразу несколькими новостями о главном арктическом документе на 15-летнюю перспективу — Стратегии развития АЗРФ до 2035 г. Кроме того, была опубликована статистика по грузопотоку за истекший год (спойлер: зафиксирован рост). Хорошие новости пришли из судостроительной отрасли: появились данные по срокам закладки новых ледоколов. А теперь — подробности.
Стратегия-2035. Работа над созданием Стратегии развития российской Арктики до 2035 г. продвигается по плану. На данный момент рабочая версия стратегии отправлена на рассмотрение в федеральные органы власти и регионы, входящие в Арктическую зону страны. Проект документа будет окончательно готов к представлению в Совет Безопасности РФ до 20 марта. Утверждённую стратегию презентуют в ходе Петербургского международного экономического форума, который состоится летом. Ожидается, что вместе со стратегией на ПМЭФ будет заявлен и пакет конкретных предложений по арктическим проектам, способных заинтересовать потенциальных инвесторов.
Повышение роли. Удельный вес арктической газодобычи продолжит повышаться в перспективе. Если в 2018 г. в АЗРФ было извлечено 82,7% от общероссийской добычи природного газа (606 млрд м3), то к 2035 г. этот показатель вырастет до 92% (782-850 млрд м3). Это — новые отчисления в бюджет, рабочие места и синергетические эффекты для всей экономики.
Грузопоток растёт. По данным Росморречфлота, с января по декабрь 2019 г. грузооборот морских портов России увеличился на 2,9% до 840,27 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В рекордсменах — наша Арктика: за минувший год грузооборот морпортов бассейна АЗРФ увеличился на 13% до 104,82 млн т. В дальнейшем вклад нашей Арктики в общенациональные показатели будет лишь увеличиваться.
Рекорды Сабетты. Объем грузов, вывезенных через морской порт Сабетта, вырос в 2 раза по сравнению с 2018 г. Если в течение 2018 г. в порт зашли 155 судов, перевезших порядка 9 млн т грузов, то в 2019 г. количество обслуженных судов перевалило за три сотни, а отгрузка составила более 19,5 млн т.
Новые ледоколы. Атомный ледокол «Арктика», головное судно проекта 22220, должен быть сдан в первом полугодии 2020 года. В свою очередь, на «Балтзаводе» ожидают закладку ещё двух серийных судов этого проекта во втором квартале этого года. По завершении их строительства количество универсальных атомоходов типа ЛК-60Я достигнет пяти.
Чукотка на подъёме. В течение прошлого года добыча газа на Чукотке выросла на 72% и составила 65,5 млн м3. Кроме того, в 2019 г. из недр было извлечено почти 833 тыс. т нефти, что на 16% больше, чем в 2018 г. В свою очередь, золота получено почти 24,5 т, серебра — более 111 т.
Долгожданные дороги. Одна из насущных транспортных проблем наших полярных субъектов заключается в отсутствии постоянного наземного сообщения с соседними регионами. Теперь эта проблема будет решена хотя бы частично. Так, в течение следующих трёх лет НАО получит из федерального бюджета 6,3 млрд руб. на строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск. В свою очередь, сооружение арктической автотрассы Надым — Салехард в ЯНАО завершится в четвёртом квартале 2020 г. Эти дороги соединят соответствующие регионы с сетью федеральных трасс.
Новости из Певека. С момента включения в сеть 19 декабря 2019 г. ПАТЭС выдала в изолированную сеть Чаун-Билибинского энергоузла Чукотского автономного округа первые 10 миллионов кВт/ч электроэнергии. Теперь на повестке дня — сдача объекта в промышленную эксплуатацию.
Высокотехнологичная «Снежинка». К 2022 г. в Ямало-Ненецком автономном округе откроется научная станция «Снежинка». Станция будет предназначена для проведения международных исследований, в том числе по таким темам, как телекоммуникации, медицина, интернет вещей, умное поселение, возобновляемая энергетика.
Арктический хай-тек. Специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета получили президентский грант на создание лаборатории, в которой будет разработана цифровая модель взаимодействия морских сооружений инфраструктуры со льдом. Проект поможет удешевить создание причалов и маяков для Арктики и повысить их надёжность.
На этом прощаюсь с вами до понедельника. Оставайтесь с нами, читайте наши обзоры, любите Арктику!
Александр Стоцкий