Арктика за неделю: судостроение, углеводороды и модернизация
На мой взгляд, на этой неделе самые интересные новости пришли из судостроительной отрасли. Во-первых, поступило сообщение о выходе суперверфи «Звезда» на пилотную загрузку, что имело место в немалой степени благодаря размещению на ней арктических заказов. Во-вторых, стало известно о намерении правительства поддержать отрасль: оно готово выделить средства на субсидирование постройки ледовых газовозов. В-третьих, начался процесс подготовки к сооружению ещё двух ледоколов проекта 22220. Были и другие, не менее значимые новости. Поговорим-ка обо всём этом подробнее.
АЗРФ загрузит «Звезду». Судостроительный комплекс «Звезда» вышел на пилотную загрузку благодаря заключению нескольких десятков твёрдых контрактов. Значительная их часть предусматривает строительство судов для арктических широт. Так, «Звезде» предстоит построить: 4 многофункциональных судна снабжения ледового класса, 10 арктических танкеров класса Arc7, арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн с опционом ещё на один такой же, мелкосидящий ледокол проекта 22740 с опционом на 3 его аналога, многофункциональное ледокольное судно и, конечно же, наш мега-ледокол «Лидер».
…А бюджет это поддержит. Минпромторг сообщил, что планирует выделить «Звезде» субсидию на строительство 15 газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Её сумма составит 50 млрд руб., а перечислена она будет в 2020-2023 гг.
Больше ледоколов! Судя по всему, правительство одобрило идею постройки ещё 2-х ледоколов нашего передового проекта 22220. Сооружение гигантов обойдётся в 100 млрд руб., 46 млрд из которых привлечёт «Росатомфлот» в виде кредитов, 45 млрд поступят из федерального бюджета, а ещё 9 млрд руб. предоставит «Росатом».
Восточный нефтегазовый. Во Владивостоке прошёл 4-й Восточный нефтегазовый форум. В мероприятии поучаствовало более 300 представителей корпораций и госструктур. Основные темы – освоение нефтегазовых запасов Дальнего Востока и относящейся к нему части нашей Арктики, крупные дальневосточные добывающие проекты, сотрудничество с потребителями из Азиатско-Тихоокеанского региона, прорыв на китайский рынок и т.д.
Льготы для кластера. В правительстве прорабатывается вопрос целевых льгот для крупных добывающих компаний, связывающих перспективы своей деятельности с нашей Арктикой. Речь идёт о совместном проекте корпораций «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» по запуску нефтедобывающего кластера из четырех месторождений в АЗРФ. Скорее всего, кластер получит льготы по налогу на прибыль и/или налогу на добычу полезных ископаемых.
Арктический вклад. По данным компании «Газпром нефть», в I полугодии 2019 г. она увеличила экспорт арктической нефти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютных цифрах этот показатель вырос до 5,5 млн т. Всего же на данный момент корпорация экспортировала 30 млн т арктической нефти. Эти цифры вполне наглядно иллюстрируют вклад нашей Арктики в развитие экономики России.
Большая модернизация. «Норникель» затеял цифровизацию и экологизацию своего производства. Всего на эти нужды, а также на развитие своих мощностей, компания затратит в 2019-2023 гг. порядка 11 млрд долл. США.
Продление ресурса. На Кольской АЭС идут работы по продлению ресурса 2-го энергоблока. После модернизации срок его эксплуатации будет продлён до 2034 г. Атомщики обещают управиться до 15 октября.
Ура, товарищи! Перевалка СПГ уходит из Норвегии в Кольский залив. Поначалу перегрузка будет осуществляться по схеме «борт-о-борт», а далее в дело вступит перевалочный комплекс мощностью 20 млн тонн в год, который будет сооружён в бухте Ура, что в 50 км от Мурманска.
Освоение Баимки. Строительство Баимского ГОК планируется завершить к 2026 году, а в 2028 году он должен будет выйти на проектную мощность. Запуск этого гиганта позволит обеспечить серьёзный прирост валового продукта округа и создаст рабочие места для 7% местного населения.
С Таймыра – на полюс. В Красноярском крае разрабатывается проект организации путешествий на Северный полюс. Для этого на Таймырском полуострове будет организован транзитный туристический центр. Запустить маршрут планируется к 2020 году.
А на эту неделю — всё. Оставайтесь с нами, читайте наши обзоры и помните: XXI столетие — за Арктикой!
Александр Стоцкий