Эксперт ПОРА: Как решить проблемы, связанные с запретом на использование дронов

Эксперт ПОРА: Как решить проблемы, связанные с запретом на использование дронов

Ограничения на полеты коммерческих дронов, введенные более чем в тридцати регионах России, осложняют работу компаний в различных сферах, в том числе в сельском хозяйстве. Как запрет действует в АЗРФ и каким может быть техническое решение данной проблемы, поясняет Александр Залецкий, член Экспертного совета ПОРА, преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

Востребованность беспилотных авиационных технологий подтверждена на самом высоком государственном уровне. Так, поручение президента РФ № Пр-2548 от 30.12.2022 «Перечень поручений по вопросам развития беспилотных авиационных систем» предполагает форсирование существующих подходов развития сферы беспилотной авиации для достижения государственных целей и задач. Правительство должно утвердить Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

Однако в соответствии с указом президента от 19.10.2022 № 757 введены ограничения на полеты беспилотных воздушных судов (БВС): режим «Средний уровень реагирования» действует для Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя; режим «Уровень повышенной готовности» – для субъектов Центрального и Южного федеральных округов, за исключением субъектов, названных в третьем пункте указа; «Уровень базовой готовности» – для иных субъектов. Запреты в более чем тридцати регионах страны введены постановлениями глав субъектов на основании президентского указа, при этом требования о запрете использования БВС могут отличаться в зависимости от региона.

Мурманская область стала первым регионом АЗРФ, где с 13 апреля 2023 года запретили использование БВС за некоторыми исключениями. Согласно постановлению губернатора Мурманской области от 10.04.2023 № 39-ПГ, исключение сделано для БВС, которые используют следующие субъекты:

1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы Мурманской области, органы местного самоуправления Мурманской области, подведомственные им организации в рамках возложенных на них функций.
2. Юридические лица или индивидуальные предприниматели по договорам, заключенным с органами, указанными в подпункте 1.1 пункта 1 постановления, для реализации которых необходимо использование ВВС.
3. Юридические лица, осуществляющие деятельность по добыче и переработке полезных ископаемых, строительную деятельность, эксплуатирующими объекты энергетики или объекты, представляющие повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды, использующими ВВС в границах земельных участков, отведённых под осуществление ими такой деятельности, на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
4. Юридические или физические лица, осуществляющие фото-, видео- и аэросъемку с помощью БВС в интересах киноиндустрии или средств массовой информации, при наличии подтверждающих документов (редакционное задание, договор подряда, соглашение (договор) о сотрудничестве).
5. Физические лица - владельцы БВС, привлеченные к поисково-спасательным операциям (работам), в период их проведения.

Соседние с АЗРФ регионы также ввели запреты на использование БВС, например Магаданская область и Камчатский край. Стоит отметить подход, предложенный на Камчатке, где запреты БВС не касаются территорий вне границ населенных пунктов и популярных туристических маршрутов, что позволит повысить уровень безопасности критически важных объектов и при этом сохранить возможность избирательного применения БВС для выполнения коммерческих услуг и индустрии развлечений.

В Арктике беспилотники применяются, в основном, для целей мониторинга последствий изменения климата, загрязнения окружающей среды и эмиссии парниковых газов, учета диких животных, учета водных биоресурсов, а также для аэрофотосъёмки и картографирования территорий.
Техническим решением проблемы запретов может стать применение технологии автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В). Устройство АЗН-В размещается на борту БВС и наземной инфраструктуре и позволяет передавать по киберзащищенному каналу бортовые навигационные данные о скорости, эшелоне, направлении полета, а также иных характеристиках БВС. Эти данные позволят отслеживать и контролировать выполнение полетов и фиксировать нарушения. Об успешном опыте применения технологии АЗН-В, которая позволила выполнить совместные полеты беспилотных и пилотируемых воздушных судов в районе Северного полюса, сообщалось в 11-м номере журнала «Арктика-2035» (стр. 18-26).

Одобренные государством технологии АЗН-В позволят не только вести контроль специальными структурами полетов БВС, а также вводить избирательные запреты на их применение, но и интегрировать беспилотную авиацию в общее воздушное пространство, что соответствует целям и задачам Поручений Президента № Пр-2548 от 30.12.2022.
Экспертный центр "ПОРА"
18 апреля 2023
Комментарии экспертов
Александр Залецкий