Елена Чайка: России нужна единая стратегия пространственного развития северных и арктических территорий

Елена Чайка: России нужна единая стратегия пространственного развития северных и арктических территорий

Арктическим регионам предложено самостоятельное формирование мастер-планов городов, что не предполагает общего сценарного планирования на надрегиональном уровне

 

Для координации проектов, предусмотренных мастер-планами агломераций на Дальнем Востоке и в АЗРФ, будет применяться информационная система управления проектами «25 городов», которую разрабатывает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с КБ «Стрелка», сообщил партнер бюро Алексей Муратов на Восточном экономическом форуме. При этом арктические регионы фактически автономно занимаются разработкой мастер-планов городов, без общего сценарного планирования на надрегиональном уровне, отмечает эксперт ПОРА Елена Чайка, к.арх., главный архитектор бизнес-юнита БЮ «Страна» компании «Самолёт», преподаватель кафедры градостроительства Московского архитектурного института.

Все мероприятия, направленные на реорганизацию городской среды северных и арктических территорий, – это большой шаг вперед. Особенно когда мы говорим о городах и населенных пунктах, которые не видели существенных преобразований значительное время и нуждаются в качественной модернизации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества жизни людей в регионе. Мастер-планы – безусловно, современный инструмент, направленный на решение подобных вопросов. Однако, представляется важным отметить несколько «подводных камней» данного процесса.

Во-первых, на данный момент не существует нормативно закрепленного и стандартизированного состава материалов, необходимых для разработки и представления мастер-планов. Мастер-планы должны быть сплавом градостроительных и экономических решений. Они не являются генеральными планами по уровню детализации градостроительной документации, зачастую включают элементы архитектурных и объемно-пространственных решений, содержат значительный экономический блок, но необходим баланс между экономической и градостроительной составляющей, не должно быть существенного перевеса в сторону экономических решений, а архитектурно-градостроительный блок не может носить сугубо иллюстративный характер, должен представлять собой качественные и, главное, реализуемые предложения.

Недостаточно предлагать так называемые «референсы». Необходимы решения, которые могут быть «посажены» в регионе с учетом климатической составляющей, специфики износа материалов, а также экономической целесообразности проектных решений. Помимо этого, требуется перечень необходимых для дальнейшей работы материалов. Перечень может быть дифференцирован для населенных пунктов разного размера. Так же, не определен круг профильных специалистов, принимающих участие в разработке данных материалов. В части градостроительства и архитектуры необходимо участие специалистов с опытом работы с пространствами такого масштаба, выработки не только локальных решений, но и крупных городских систем.

Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость системной разработки вопроса. Мастер-план – это решения для единичного населенного пункта, то есть локальный уровень, в случае малых населенных пунктов, и опорный – в случае крупных городов и агломераций. Но на данный момент существует Стратегия развития Арктики, однако нет стратегии пространственного развития северных и арктических территорий России, проще говоря, схемы освоения региона - общей модели развития этих территорий, иерархичной системы расселения, функционального, логистического, научного и прочего взаимодействия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Опираясь на текущие задачи региона и анализ отечественного опыта освоения и опыта стран циркумполярной группы, существующее положение и сложившуюся систему расселения, наиболее эффективным в среднесрочной и долгосрочной перспективах представляется плановое комплексное регулирование развития арктических территорий за счет формирования единой модели пространственной организации, основанной на системе разноуровневых опорных пунктов. С точки зрения пространственной организации и перспектив градостроительного развития региона предлагается разработка модели на трех уровнях: генеральном – принципиальная долгосрочная модель функционально-планировочной и каркасной организации всей территории Севера и Арктики; опорном – функционально-планировочная и логистическая организация принципиальных узлов системы расселения региона – значимых опорных пунктов и агломераций; локальном – модернизация и переустройство единичных населенных пунктов.

В тоже время, получается, что арктическим регионам предложено самостоятельное формирование мастер-планов городов, что не предполагает общего сценарного планирования на надрегиональном уровне. То есть можно говорить о том, что стратегия предлагает начать решение вопросов на локальном и опорном уровнях без выработки общей генеральной схемы развития, что может отразится качестве взаимодействия элементов расселения и совокупной эффективности решений.

В современных условиях и задачах, которые сегодня стоят перед арктическим регионом, сложности и междисциплинарности, связанных с этим вопросов, мы не должны ограничиваться точечными решениями, особенно когда мы говорим о пятой части территории нашей страны – необходимо поступательно выстраивать целостную систему, параллельно развивая опорные пункты – города и другие урбанизированные территории в контексте общей концепции развития.


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.
Экспертный центр «ПОРА»
13 сентября 2024
Комментарии экспертов
Елена Чайка