Елена Гладун. Политико-правовые векторы сотрудничества стран БРИКС в Арктике

Елена Гладун. Политико-правовые векторы сотрудничества стран БРИКС в Арктике

Страны межгосударственного объединения, в котором участвует Россия, пристально смотрят в северном направлении

Россия уже в течение полутора лет осуществляет «разворот на Восток» в своей внешнеэкономической деятельности. Значительная часть этой проблематики так или иначе связана с Арктикой. И к этому макрорегиону проявляют интерес некоторые из участников межгосударственного объединения БРИКС, в которое помимо России входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. Как происходит этот процесс и каковы интересы дружественных РФ государств на Севере, рассказывает Елена Гладун, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государства и права ТюмГУ, главный редактор журнала BRICS Law Journal (Правовой журнал БРИКС).

«БРИКС является неформальным межгосударственным объединением, не обладающим правосубъектными и правотворческими свойствами и явными институциональными качествами. Именно подобный формат взаимодействия стран БРИКС придает им необходимую гибкость в использовании правовых механизмов, а также позволяет динамично развиваться и определять все новые векторы сотрудничества.

В совместном заявлении лидеров стран БРИКС, сделанном 16 июня 2009 года, были названы основные направления развития этого объединения, к которым относятся:

– реализация концепции устойчивого развития;

– развитие энергетики;

– сотрудничество в социально значимых областях и уменьшение опасности стихийных бедствий;

– сотрудничество в области науки и образования, в том числе в целях проведения фундаментальных исследований и разработки передовых технологий.

Особое внимание государств в последнее время приковано к Арктике, стремительно становящейся точкой пересечения геополитических и экономических интересов, а также ареной решения глобальных политических споров. Как и в других социально-экономических областях, в отношении Арктики каждая из стран БРИКС обладает различным правовым статусом, политической волей и экономическими возможностями.

Российская Федерация – единственное в БРИКС арктическое государство. Другие четыре страны не являются арктическими и, с точки зрения географии и направлений социально-экономического развития, имеют весьма отдаленное отношение к территориям Заполярья. Тем не менее, в условиях климатических изменений, появления более объективной информации о возможностях добычи углеводородов, увеличения периода эксплуатации территории, в том числе, навигационного периода по Северному морскому пути, изменяются экономические и стратегические возможности Арктики. Эти факторы становятся основой для возрастающего интереса к арктическому региону со стороны так называемых «внерегиональных игроков». Так, и Китай, и Индия, и Бразилия (но не ЮАР) на протяжении длительного времени выражали заинтересованность в получении статуса наблюдателей Арктического совета (в 2013 году такой статус был предоставлен КНР и Индии), а также увеличению здесь зоны своего влияния. При этом основные сферы интересов этих стран в целом совпадают с российскими. Прежде всего, это освоение природных богатств, развитие транспортного потенциала, изучение экологии региона и проведение научных исследований. 

Одним из самых заметных внерегиональных игроков из числа стран БРИКС в Арктике является Китай. Первые мероприятия этого государства в регионе имеют почти вековую историю. Так, в 1925 году государство присоединилось к Свальбардскому договору (Шпицбергенский трактат), который положил начало участию Китая в арктических делах. С середины 1990-х годов Китай начал проводить широкомасштабные и хорошо финансируемые арктические исследования, а также становился участником некоторых проектов по исследованию и добыче минеральных ресурсов. В период с 2007 по 2010 годы КНР принимал участие в проекте Международный полярный год, с 2007 года Китай получил статус специального наблюдателя в Арктическом совете.

Опираясь на осуществление научной деятельности в Арктике, КНР использует «мягкую силу», то есть реализует «научную дипломатию», экстраполируя научные изыскания в Арктике на глобальный уровень, участвуя во множестве форумов, посвященных изменению климата в Арктике, привлекая иностранных ученых к участию в экспедициях и прочее. В 2018 году был опубликован важнейший документ – «Белая книга» по Арктике, координатором разработки которого, равно как и деятельности, связанной с Арктикой, стала Арктическая и Антарктическая администрация Китая, которая отвечает в стране за выполнение научных программ и разработку стратегических планов государства на арктическом направлении.

Индия традиционно была заинтересована скорее в южном, чем в северном полюсе. Тем не менее, уже более десяти лет освоение Арктики признано в Индии важной государственной программой, реализация которой позволит государству укрепить свои политические и экономические позиции в мире. В 1981 году по инициативе премьер-министра Индии Индиры Ганди был создан Департамент океанических исследований, который впоследствии был преобразован в Министерство наук о Земле. Вслед за этим была разработана программа арктических исследований.

Еще два государства БРИКС – Бразилия и Южная Африка – пока не предпринимают каких-либо действий по развитию сотрудничества в Арктике. Однако актуальные глобальные тенденции, которые напрямую связаны с использованием Арктики, в частности, изменения климата, новые способы добычи и транспортировки природных ресурсов могут в ближайшем будущем изменить подход данных государств к международному взаимодействию».


Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:

Читайте также:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр "ПОРА"
21 сентября 2023
Комментарии экспертов
Елена Гладун