Максим Данькин – о пилотном проекте единого морского оператора северного завоза на Чукотке

Максим Данькин – о пилотном проекте единого морского оператора северного завоза на Чукотке

В июне на ПМЭФ подписано соглашение между Минвостокразвития, Чукотским АО и Росатомом о реализации пилотного проекта по доставке грузов на Чукотку; компанией-оператором планируется назначить АО «Русатом Арктик»

 

С 1 ноября 2024 года на Чукотке должен начать работу единый морской оператор северного завоза, которым предлагается назначить АО «Русатом Арктик» – дочернюю компанию госкорпорации «Росатом», созданную для развития новых направлений бизнеса в Арктической зоне. Об этом 3 октября сообщила «Российская газета» со ссылкой на Минвостокразвития, выступающее координатором проекта.

Предполагаемый период проведения пилотного проекта на Чукотке – с 1 ноября 2024 года по 30 декабря 2027 года. Позже оператор продолжит работу в других регионах страны: Архангельской, Мурманской, Магаданской, Сахалинской областях, Красноярском и Камчатском краях, Республике Саха (Якутия). Гендиректор ПОРА Максим Данькин прокомментировал изданию эти планы. Публикуем комментарий эксперта для наших читателей.

Введение единого морского оператора северного завоза было одним из ключевых нововведений принятого в 2023 году закона о северном завозе. У компании, которая планируется для этой работы, пока нет ни флота, ни инфраструктуры для решения соответствующей задачи.

Поскольку в федеральном законе написано, что с 1 января 2026 года этот оператор должен заработать, важно именно протестировать механизм работы оператора, для этого вводится пилотный проект в Чукотском автономном округе, он фактически позволит выработать концепцию работы единого морского оператора северного завоза. Проект позволит структурировать правильные механизмы осуществления перевозок между портами с учетом того, что каждый субъект ранее, до выпуска федерального закона, эту работу выстраивал самостоятельно.

Единый подход для всех регионов в моменте мог бы привести к срыву северного завоза, в первую очередь, из-за разных подходов на территориях.

Северный завоз по новым правилам работает меньше года, поэтому рано подводить итоги, поскольку он еще осуществляется в отдельных субъектах. В целом можно сказать, что все идет без срывов. По информации из открытых источников, порядка 80 % северного завоза во всех субъектах уже осуществлено. Есть проблемные кейсы, но с ними справляется федеральный координатор – министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Субъекты отрабатывают свои задачи. И в этой связи можно сказать, что пока все идет по плану.


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
4 октября 2024
Комментарии экспертов
Максим Данькин