Олег Рой – о предложениях по корректировке Стратегии пространственного развития России

Олег Рой – о предложениях по корректировке Стратегии пространственного развития России

В разных регионах АЗРФ финансирование национальных проектов может различаться на порядок

 

Ведущий научный сотрудник Института философии и права УрО РАН Олег Рой выделяет несколько актуальных предложений по корректировке Стратегии пространственного развития России до 2025 года, связанных с развитием арктических регионов в свете новых вызовов при освоении Арктики.

«В рамках принятой в 2019 г. Стратегии пространственного развития РФ (утверждена распоряжением правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р, рассчитана на период до 2025 года) Арктика не выступает цельным образованием, будучи разделенной между отдельными макрорегионами. Арктике также не присущ представленный в стратегии агломерационный механизм расселения. Вследствие этого есть существенная разница в финансировании национальных проектов. Так, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах эта разница составляет 30 с лишним раз, а между Мурманской областью и Ямало-Ненецким АО — почти 3 раза. Поэтому необходимо скорректировать ряд плановых документов, обратив внимание на недопущение столь существенной разницы в финансировании арктических регионов, выработать определенный порядок в вовлечении регионов в действующие программы и проекты.

Ключевым регионообразующим фактором Арктической зоны является Северный морской путь (СМП), который становится одной из основных транспортных артерий России. Однако запланированные ранее показатели объемов транспортируемых по СМП грузов вряд ли достижимы, поскольку требуют огромных бюджетных ресурсов на создание инфраструктуры.

В то же время, транспортировка и продажа продукции морских месторождений нефти и газа при определенной рыночной конъюнктуре могут стать нерентабельными. Поэтому необходимо диверсифицировать работу арктических терминалов, сориентировав их на транспортировку широкого перечня грузов, перемещаемых из других регионов страны. Необходима прокладка новых железнодорожных веток, строительство новых автомобильных дорог, реконструкция речных путей и грузовых терминалов. Это направление также предполагает развитие в этом регионе малой авиации. С целью импортозамещения газодобывающего оборудования необходима загрузка предприятий Сибири заказами на производство импортозамещаемой продукции. Чтобы маршруты по СМП были рентабельны, необходимо расширить возможности навигации по рекам Обь-Иртышского бассейна и переоборудовать порты в устьях великих сибирских рек.

С целью позиционирования Арктики как мирового достояния и лаборатории по производству инновационных технологий необходимо создание в одном из опорных городов научного исследовательского центра по изучению климата, ответственного за разработку программ адаптации к изменениям климата на международном, федеральном, региональном и корпоративном уровнях, создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ. Одной из задач центра может стать модернизация инженерной инфраструктуры, адекватной условиям Севера и требованиям по климату.

Трудности проживания и неблагоприятные климатические условия способствуют значительному оттоку населения из арктических регионов. Ежегодно из примерно 2,4 миллиона жителей Российской Арктики чистый отток составляет около 18 000 человек. Удержать население в этих регионах можно, повышая уровень благосостояния его жителей и улучшая экологические условия. Необходимо принять специальную государственную программу, нацеленную на закрепление в регионе и привлечение в регион талантливой молодежи».


Эксперты ПОРА – о реализации Национальных проектов в АЗРФ:

Читайте также:

Национальные проекты в Арктике: успехи и сложности. На заседании дискуссионного клуба ПОРА эксперты обсудили реализацию нацпроектов в Арктической зоне

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр «ПОРА»
23 мая 2024
Комментарии экспертов
Олег Рой