Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
О значимости арктических музеев для государственной политики РФ в Арктической зоне необходимо говорить не только на региональном, но и на федеральном уровне
Культурный потенциал арктических музеев был сформирован благодаря историческому опыту хозяйственной деятельности в Арктике, государственной политике в отношении зарубежных стран, промышленному и художественному освоению территорий, расположенных в бассейне Северного Ледовитого океана, напоминает заместитель генерального директора – статс-секретарь АНО «Центр "Арктические инициативы"» Рустам Романенков. Эксперт уверен, что музейное дело способно послужить инструментом культурной интеграции регионов Арктики и Дальнего Востока и потому должно рассматриваться как важный фактор госполитики.
«В современных условиях арктические музеи необходимо рассматривать как один из главных факторов стратегического целеполагания при подготовке документов развития Арктики. И функционал, заложенный в их культурно-образовательную, научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, должен использоваться максимально эффективно. Ведь обеспечение качества жизни людей, которые работают над реализацией масштабных инфраструктурных и промышленных проектов в Арктической зоне, во многом зависит от культуры и, в частности, музейной активности.
При этом следует понимать, что гуманитарные инициативы – словно тест на «мне не безразлично», так как реализовать проекты в сфере культуры, преодолев все бюрократические и финансовые сложности, под силу только в коллаборации и только людям, которым не все равно и которые понимают, что культурный вопрос не должен быть на последнем месте во внутре- и внешнеэкономической повестках, особенно учитывая, что сама по себе культура является полноценной основой для диалога.
В этой связи 24 января 2024 года на Международной выставке-форуме «Россия» в рамках Дня Дальнего Востока и Арктики было подписано соглашение о взаимодействии между АНО «Центр "Арктические инициативы"» и Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Среди прочего это ознаменовало начало нового проекта «Великий северный поход. Арктика как искусство», призванного стать инструментом межрегиональной культурной интеграции регионов Арктики и Дальнего Востока, популяризации исторического и культурного наследия Северного морского пути как главной транспортной артерии, объединяющей Россию от Мурманска до Владивостока без малого 500 лет.
Реализация проекта будет осуществляться в три этапа в 2024–2026 годах. На первом этапе города–порты Северного морского пути не только станут площадками тематических мероприятий проекта, но и дадут старт культурно-образовательной программе во всех регионах Арктики и Дальнего Востока. Второй этап пройдет на борту атомного ледокола «50 лет Победы» в формате первой международной арктической биеннале «Экспедиция на Северный полюс». Третий же этап представит результаты экспедиции и творческий потенциал Арктики на всероссийской выставке «Северный морской путь. Русские. Арктика. Со-творение кистью» в Москве.
Проект направлен на развитие культурного потенциала Арктики, который:
- сохраняет и передает из поколения в поколение историческую память народа и культурный код территории, региона и государства в целом;
- формирует актуальные смыслы, репутацию и имидж государства;
- оказывает серьезное влияние на наши ценности, убеждения, образ мышления, поведение и взаимодействие с окружающим миром;
- способствует объединению общества, воспитанию чувства сопричастности к истории своей страны и гордости;
- помогает понять и оценить историю и культуру других народов, расширяя наши границы и обогащая наши знания;
- передает знания, опыт и традиции, сохраняя и преумножая творческие возможности развития всех сфер жизнедеятельности общества.
Культура является неотъемлемой частью нашей жизни, она формирует наше мировоззрение и самоощущение, определяет нашу роль в обществе. Культура объединяет нас, создает общие ценности и нормы поведения. Благодаря культурной общности мы можем лучше уважать и понимать друг друга, стремиться к сотрудничеству в различных областях жизни».
Эксперты ПОРА – о малом и среднем предпринимательстве как факторе развития Арктики:
- Наталия Белякова: арктическим музеям нужно активно вступать в партнерства
- Виктория Богинская – о подходах к проектированию арктических музеев
- Сардана Брызгалова: арктические музеи могут стать опорными точками новых туристических маршрутов
- Александр Воротников: современные музеи должны превратиться в интеллектуальные центры северных регионов
- Кирилл Гаврилин – о новейшем международном опыте арктических музеев
- Валентина Коськина: как арктический музей использует современные технологии
- Елена Меньшакова: что такое сегодня арктический музей?
- Ольга Подшувейт. Современный арктический музей как научно-исследовательская лаборатория
- Ольга Раздрогова: арктические музеи должны стать основой для создания новых проектов
- Рустам Романенков. Музеи должны быть частью целеполагания в арктической государственной политике
- Эмилия Стамбровская – о роли цифровизации для музеев в Арктике
- Ирина Стонт – о проблемах арктических музеев
- Павел Филин – о необходимых масштабных проектах в арктическом музейном деле
- Сенатор Елена Шумилова: «Музейное сотрудничество с другими странами имеет неоценимое значение»
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.