Сергей Кренц: Развитие Севморпути поддержит российские металлургические компании
Развитие Северного морского пути позволит реализовать масштабные проекты, которые принесут бюджету порядка 20 трлн рублей дополнительных поступлений. Такую оценку дал правительства Михаил Мишустин в ходе своего выступления на стратегической сессии по развитию СМП, состоявшейся 6 июня 2022 года. По словам премьер-министра, эффект мультипликатора позволит получить до 30 рублей на каждый рубль, вложенный государством в арктическую магистраль. На развитие СМП в ближайшие 13 лет будет израсходовано около 2 трлн рублей, около 0,6 трлн из них предоставит федеральный бюджет. О реализации потенциала Северного морского пути, его ключевых заказчиках и перспективах рассказывает эксперт ПОРА Сергей Кренц, заместитель директора Центра арктических исследований и проектов, работающего на базе РАНХиГС Санкт-Петербург.
Северный морской путь – это единственный доступный водный маршрут, соединяющий Дальневосточный регион с Центральным и Северо-Западным. Также это кратчайший путь между Европой и Азией. Это один из самых важных логистических коридоров России.
Сроки летне-осенней навигации на СМП – ровно пять месяцев. За это время в 2022 году было выполнено 100 ледокольных проводок, кроме того, 30 судов прошли маршрут самостоятельно, при информационном сопровождении «Главсевморпути». Наиболее благоприятным для плавания в акватории СМП оказался сентябрь. Самое интенсивное судоходство было отмечено в Карском море – Обской губе и Енисейском заливе. Больше всего работы было у газовозов и танкеров, нашлась она и для сухогрузов. По данным «Росатома», основу потока составили грузы нефтегазовых инвестиционных проектов: нефть и нефтепродукты – 7,2 миллиона тонн, СПГ и газоконденсат – 20,5 миллионов тонн. Генеральные грузы составили 4,2 миллионов тонн, угля было перевезено 0,3 млн тонн, а рудоконцентрата – намного меньше, 43,5 тысячи тонн.
Развитие СМП идёт в соответствии с планом, который был утвержден в августе 2022 года и рассчитан до 2035 года. В план включены более 150 мероприятий, направленных на создание инфраструктуры СМП, обеспечение надежной и безопасной перевозки грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также стимулирование реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. Основная доля инвестиций придется на частные средства.
Благодаря освоению транспортного коридора повысится транспортная связанность самых труднодоступных территорий страны, сформируется новая экономика Арктики.
Программа включает в себя строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке. Также намечено строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.
Прежде всего от развития СМП выиграют предприятия, связанные с судостроительной отраслью, поскольку СМП — это особая акватория, спроектировать и построить суда для которой достаточно сложно. Помимо проектирования и строительства флота, важной компетенцией является моделирование судового трафика в высоких широтах и прогнозирование его изменения в долгосрочной перспективе, что связано со спецификой морей российской Арктики, значительно отличающихся как по ледовым, так и по батиметрическим [то есть связанным с рельефом подводной части водных бассейнов – прим. ПОРА] условиям от морей европейского и североамериканского секторов. Сложная ледовая обстановка, в свою очередь, диктует необходимость проектирования и строительства как широкой номенклатуры судов ледового класса, так и самих ледоколов.
Не случайно отдельный раздел плана посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Кроме этого, предусмотрены сооружение аварийно-спасательного флота из 46 судов, оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолетами.
Помимо того, что СМП как драйвер поддерживает судостроительную промышленность, также он способствует развитию металлургической отрасли, решений в области энергетики, телекоммуникаций. Развитие СМП и смежных отраслей может стать элементом поддержки российских металлургических компанией, в том числе тех, которые находятся под санкциями.
Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.
Северный морской путь – это единственный доступный водный маршрут, соединяющий Дальневосточный регион с Центральным и Северо-Западным. Также это кратчайший путь между Европой и Азией. Это один из самых важных логистических коридоров России.
Сроки летне-осенней навигации на СМП – ровно пять месяцев. За это время в 2022 году было выполнено 100 ледокольных проводок, кроме того, 30 судов прошли маршрут самостоятельно, при информационном сопровождении «Главсевморпути». Наиболее благоприятным для плавания в акватории СМП оказался сентябрь. Самое интенсивное судоходство было отмечено в Карском море – Обской губе и Енисейском заливе. Больше всего работы было у газовозов и танкеров, нашлась она и для сухогрузов. По данным «Росатома», основу потока составили грузы нефтегазовых инвестиционных проектов: нефть и нефтепродукты – 7,2 миллиона тонн, СПГ и газоконденсат – 20,5 миллионов тонн. Генеральные грузы составили 4,2 миллионов тонн, угля было перевезено 0,3 млн тонн, а рудоконцентрата – намного меньше, 43,5 тысячи тонн.
Развитие СМП идёт в соответствии с планом, который был утвержден в августе 2022 года и рассчитан до 2035 года. В план включены более 150 мероприятий, направленных на создание инфраструктуры СМП, обеспечение надежной и безопасной перевозки грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также стимулирование реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. Основная доля инвестиций придется на частные средства.
Благодаря освоению транспортного коридора повысится транспортная связанность самых труднодоступных территорий страны, сформируется новая экономика Арктики.
Программа включает в себя строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке. Также намечено строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.
Прежде всего от развития СМП выиграют предприятия, связанные с судостроительной отраслью, поскольку СМП — это особая акватория, спроектировать и построить суда для которой достаточно сложно. Помимо проектирования и строительства флота, важной компетенцией является моделирование судового трафика в высоких широтах и прогнозирование его изменения в долгосрочной перспективе, что связано со спецификой морей российской Арктики, значительно отличающихся как по ледовым, так и по батиметрическим [то есть связанным с рельефом подводной части водных бассейнов – прим. ПОРА] условиям от морей европейского и североамериканского секторов. Сложная ледовая обстановка, в свою очередь, диктует необходимость проектирования и строительства как широкой номенклатуры судов ледового класса, так и самих ледоколов.
Не случайно отдельный раздел плана посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Кроме этого, предусмотрены сооружение аварийно-спасательного флота из 46 судов, оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолетами.
Помимо того, что СМП как драйвер поддерживает судостроительную промышленность, также он способствует развитию металлургической отрасли, решений в области энергетики, телекоммуникаций. Развитие СМП и смежных отраслей может стать элементом поддержки российских металлургических компанией, в том числе тех, которые находятся под санкциями.
Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.
9 июня 2023