Владимир Климанов: Госрегулирование в АЗРФ нужно привести к единому знаменателю

Владимир Климанов: Госрегулирование в АЗРФ нужно привести к единому знаменателю

Развитие Арктики – одна из ключевых тем Петербургского экономического форума в 2023 году. Ситуацию, сложившуюся в сфере социально-экономического развития Арктической зоны России, комментирует участник ПМЭФ Владимир Климанов, директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

«Перспективы развития арктических регионов связаны с низкой плотностью населения и его сокращением, экстремальными природно-климатическими условиями, ограниченным развитием социальной и магистральной инфраструктуры и другими факторами. В этой связи набор инструментов государственной поддержки социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации должен быть связан со смягчением там неблагоприятных условий хозяйствования и жизнедеятельности, а также с переосмыслением вызовов новой реальности, которые существенно уточняют векторы развития Арктической зоны.

Важно при этом, помимо прочего, провести согласование различных программно-стратегических документов федерального и регионального уровней, направленных на решение этих задач. Сейчас параллельно существуют не только ориентированные на данную территорию нормативно-правовые акты, включая федеральные законы, но и утвержденные Президентом Основы государственной политики, правительственная стратегия, государственная программа социально-экономического развития, отдельные инициативы, оформленные в качестве федеральных проектов, правительственные акты по систематизации мер, направленных на развитие отдельных арктических территорий, например, города Норильска, структурированная деятельность ряда институтов развития и государственных корпораций, а также большой массив документов регионального и муниципального уровня.

В этих документах уже включен избыточный список прямых и косвенных мер государственного регулирования социально-экономического развития. Однако зачастую содержащиеся в них положения накладываются друг на друга, а иногда и дают разное понимание даже одному и тому же понятию или инструменту. Следует, например, более жестко определиться с границами самой Арктической зоны и не дать возможность проводить спекуляцию по инициированию постоянного смещения ее границы в более южные районы, что имело место в предыдущие этапы государственного регулирования развития зоны Крайнего Севера.

Традиционные и новационные меры государственной поддержки Арктики следует разрабатывать в условиях динамической модели, подразумевающей многосценарные условия, в том числе с учетом различных рисков и возможных позитивных факторов в будущем, связанных, например, с прогнозируемыми многими экспертами глобальным потеплением или с новым скачком в технологиях».

Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.
Экспертный центр "ПОРА"
17 июня 2023
Комментарии экспертов