Алексей Фадеев: Освоение Арктики не может определяться одними лишь законами рынка
Экономическое развитие Арктики – ключевая тема Петербургского экономического форума в 2023 году. Как этому способствуют механизмы государственной поддержки, применяемые в АЗРФ, и установка на наращивание грузоперевозок по Северному морскому пути с переводом его в круглогодичный режим навигации, комментирует эксперт ПОРА Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
«В Арктике сегодня создается до 15% ВВП государства, а предприятия, работающие в Арктической зоне РФ, формируют до 25% общего объема экспорта. Освоение Арктики не может определяться одними лишь законами рынка. Анализ зарубежного опыта реализации энергетических проектов на Крайнем Севере, в том числе на шельфе, показывает, что ни один из проектов не рассматривается и не реализуется в отрыве от решения социально-экономических проблем развития территории. Не менее важна принципиальная черта зарубежных проектов в новых районах – невозможность решения задачи исключительно в рамках подходов, ориентированных на чистую коммерческую эффективность проектов по освоению месторождений углеводородного сырья.
Государственная поддержка проектов в АЗРФ
Проекты, реализуемые в Арктике, сегодня могут получать как адресную, так и системную поддержку на уровне государства. Так, президент России расширил льготы для нефтегазовых проектов в Арктике и на шельфе. Новые преференции должны стимулировать добычу углеводородов на шельфе и в Арктике, производство сжиженного природного газа (СПГ), развитие газохимии, а также освоение новых нефтегазоносных провинций.
Новые налоговые возможности позволяют начать реализацию очень крупных проектов в регионах. Так, для стимулирования производства СПГ и продуктов газохимии, от уплаты НДПИ освобождаются ресурсные базы (месторождения) проектов, расположенные за полярным кругом в Архангельской области, Республике Коми, ЯНАО, Якутии и Чукотском автономном округе. Нулевая ставка налога будет применяться до достижения накопленного объема добычи газа – 250 млрд куб.м, либо в течение 12 лет с первой даты продажи товара. Наибольшие льготы предоставлены для разработки новых морских месторождений северной части Охотского моря, южной части Баренцева моря, Печерском, Японском и Белом морях. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) здесь составит 5% для нефти и 1% для газа на первые 15 лет с начала промышленной разработки.
Стимулы предусмотрены и для других нефтегазовых арктических месторождений на суше. На участки недр, расположенных севернее 70-го градуса северной широты в границах Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, станет возможным распространение действия налога на дополнительный доход (НДД).
Важно, что формирование институциональных условий для освоения Арктики на этом не закончилось. Ранее Правительство Российской Федерации утвердило создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Столица Арктики». Суммарная стоимость инвестиционных проектов резидентов двух преференциальных режимов: АЗ РФ и ТОР «Столица Арктики», – в Мурманской области составляет 317,9 млрд рублей.
Круглогодичная навигация по Северному морскому пути
Круглогодичная навигация по СМП является закономерным этапом эволюционного развития освоения Арктики и полностью отвечает задачам государства в средне- и долгосрочной перспективах. В соответствии с недавно принятым планом развития Северного морского пути до 2035 года, в инфраструктуру арктической магистрали планируется инвестировать 1,8 трлн рублей. Ожидается, что итогом таких инвестиций станет существенный рост грузопотока: в 2024 году – 80 млн тонн, в 2030 –150 млн тонн, а к 2035 – более 200.
Несмотря на существующие макроэкономические и внешнеполитические вызовы, за 2022 год по арктическим морям было доставлено более 34 млн тонн грузов, что на 3% больше, чем в 2021 году (и это на 2 млн тонн превысило целевой показатель федерального проекта по развитию СМП). То есть, интерес к перевозкам по СМП по-прежнему сохраняется.
Безусловно, в профессиональном сообществе есть вопросы в отношении возможности наполнения грузовой базы для обеспечения плановых показателей по перевозкам. Важно понимать следующее: Севморпуть не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Транспортно-логистические услуги на трассе СМП – это сервис по транспортировке углеводородов, биоресрусов, продукции минерально-сырьевого комплекса и иных грузов, включая транзитные, которые в перспективе могут стать одним из ключевых направлений работы СМП. Иными словами, чтобы СМП работал ритмично и эффективно, нужны проекты – и они развиваются при государственной поддержке.
Очевидно также, что реализация таких амбициозных планов требует создания современного сверхмощного флота, развития инфраструктуры на всей протяженности трассы, прокладки высокоширотных трассы коммуникаций, а также проведению работ по дноуглублению портов и подходных каналов. Так, по оценкам Росатома, для обеспечения данных планов по развитию СМП, потребность во флоте оценивается на уровне 75-80 судов ледового класса различного назначения.
Обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути будет способствовать решению одной из важнейших государственных задач – развитию связанности территорий между собой. Мы имеем самую протяженную сухопутную границу в Арктике (более 22 тыс. км), в российской арктической зоне проживает 2,5 млн человек, что превышает половину населения Земли, проживающей за полярным кругом. В России созданы уникальные агломерации, такие как Мурманск (имеющий статус самого крупного города в мире за полярным кругом), Архангельск, Нарьян-Мар, Певек. Все эти города, по сути, представляют собой естественные экономические центры освоения Арктики: на их территории расположены уникальные судостроительные и промышленные предприятия, отделения Российской академии наук, образовательные учреждения, проживают сотни тысяч жителей.
Круглогодичная навигация позволит еще больше раскрыть потенциал существующих экономических центров по освоению Арктики – это именно тот путь, по которому мы должны идти, я в этом уверен».
Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.
«В Арктике сегодня создается до 15% ВВП государства, а предприятия, работающие в Арктической зоне РФ, формируют до 25% общего объема экспорта. Освоение Арктики не может определяться одними лишь законами рынка. Анализ зарубежного опыта реализации энергетических проектов на Крайнем Севере, в том числе на шельфе, показывает, что ни один из проектов не рассматривается и не реализуется в отрыве от решения социально-экономических проблем развития территории. Не менее важна принципиальная черта зарубежных проектов в новых районах – невозможность решения задачи исключительно в рамках подходов, ориентированных на чистую коммерческую эффективность проектов по освоению месторождений углеводородного сырья.
Государственная поддержка проектов в АЗРФ
Проекты, реализуемые в Арктике, сегодня могут получать как адресную, так и системную поддержку на уровне государства. Так, президент России расширил льготы для нефтегазовых проектов в Арктике и на шельфе. Новые преференции должны стимулировать добычу углеводородов на шельфе и в Арктике, производство сжиженного природного газа (СПГ), развитие газохимии, а также освоение новых нефтегазоносных провинций.
Новые налоговые возможности позволяют начать реализацию очень крупных проектов в регионах. Так, для стимулирования производства СПГ и продуктов газохимии, от уплаты НДПИ освобождаются ресурсные базы (месторождения) проектов, расположенные за полярным кругом в Архангельской области, Республике Коми, ЯНАО, Якутии и Чукотском автономном округе. Нулевая ставка налога будет применяться до достижения накопленного объема добычи газа – 250 млрд куб.м, либо в течение 12 лет с первой даты продажи товара. Наибольшие льготы предоставлены для разработки новых морских месторождений северной части Охотского моря, южной части Баренцева моря, Печерском, Японском и Белом морях. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) здесь составит 5% для нефти и 1% для газа на первые 15 лет с начала промышленной разработки.
Стимулы предусмотрены и для других нефтегазовых арктических месторождений на суше. На участки недр, расположенных севернее 70-го градуса северной широты в границах Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, станет возможным распространение действия налога на дополнительный доход (НДД).
Важно, что формирование институциональных условий для освоения Арктики на этом не закончилось. Ранее Правительство Российской Федерации утвердило создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Столица Арктики». Суммарная стоимость инвестиционных проектов резидентов двух преференциальных режимов: АЗ РФ и ТОР «Столица Арктики», – в Мурманской области составляет 317,9 млрд рублей.
Круглогодичная навигация по Северному морскому пути
Круглогодичная навигация по СМП является закономерным этапом эволюционного развития освоения Арктики и полностью отвечает задачам государства в средне- и долгосрочной перспективах. В соответствии с недавно принятым планом развития Северного морского пути до 2035 года, в инфраструктуру арктической магистрали планируется инвестировать 1,8 трлн рублей. Ожидается, что итогом таких инвестиций станет существенный рост грузопотока: в 2024 году – 80 млн тонн, в 2030 –150 млн тонн, а к 2035 – более 200.
Несмотря на существующие макроэкономические и внешнеполитические вызовы, за 2022 год по арктическим морям было доставлено более 34 млн тонн грузов, что на 3% больше, чем в 2021 году (и это на 2 млн тонн превысило целевой показатель федерального проекта по развитию СМП). То есть, интерес к перевозкам по СМП по-прежнему сохраняется.
Безусловно, в профессиональном сообществе есть вопросы в отношении возможности наполнения грузовой базы для обеспечения плановых показателей по перевозкам. Важно понимать следующее: Севморпуть не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Транспортно-логистические услуги на трассе СМП – это сервис по транспортировке углеводородов, биоресрусов, продукции минерально-сырьевого комплекса и иных грузов, включая транзитные, которые в перспективе могут стать одним из ключевых направлений работы СМП. Иными словами, чтобы СМП работал ритмично и эффективно, нужны проекты – и они развиваются при государственной поддержке.
Очевидно также, что реализация таких амбициозных планов требует создания современного сверхмощного флота, развития инфраструктуры на всей протяженности трассы, прокладки высокоширотных трассы коммуникаций, а также проведению работ по дноуглублению портов и подходных каналов. Так, по оценкам Росатома, для обеспечения данных планов по развитию СМП, потребность во флоте оценивается на уровне 75-80 судов ледового класса различного назначения.
Обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути будет способствовать решению одной из важнейших государственных задач – развитию связанности территорий между собой. Мы имеем самую протяженную сухопутную границу в Арктике (более 22 тыс. км), в российской арктической зоне проживает 2,5 млн человек, что превышает половину населения Земли, проживающей за полярным кругом. В России созданы уникальные агломерации, такие как Мурманск (имеющий статус самого крупного города в мире за полярным кругом), Архангельск, Нарьян-Мар, Певек. Все эти города, по сути, представляют собой естественные экономические центры освоения Арктики: на их территории расположены уникальные судостроительные и промышленные предприятия, отделения Российской академии наук, образовательные учреждения, проживают сотни тысяч жителей.
Круглогодичная навигация позволит еще больше раскрыть потенциал существующих экономических центров по освоению Арктики – это именно тот путь, по которому мы должны идти, я в этом уверен».
Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.
19 июня 2023