Фото: Вощинин Андрей/GeoPhoto.ru
Арктика: расколотая или общая?
У международных взаимоотношений в Арктике два возможных сценария, рассказал эксперт МГИМО на заседании дискуссионного клуба Лаборатории устойчивого развития ПОРА в Мурманске «Что нам готовит 2035 год: прогнозы развития Арктики».
Первый сценарий – «арктический общий рынок», когда механизмы сотрудничества открыты для всех государств, при этом арктические государства будут исполнять особую координационную роль. Второй – «расколотая Арктика» - неравномерное развитие региона, ограниченное международное сотрудничество и жёсткое разделение по секторам влияния без допущения стран из неарктического региона, считает доцент кафедры управления инновациями МГИМО(У) МИД России Андрей Криворотов.
На заседании дискуссионного клуба, которое прошло в онлайн-формате 11 ноября, участники обсудили возможные пути развития арктического региона. Для молодёжи важно иметь цель, и тогда отток населения замедлится. Молодые люди выражают желание остаться в Заполярье при наличии продуманной стратегии социальной политики в регионе, говорит Елена Ключникова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера.
Отсутствие системы привлечения людей в Заполярье приводит к дефициту кадров и необходимой квалификации. Помимо оттока населения существует и проблема сотен тысяч арктических вахтовиков, которые находятся вне правового поля и юридически не защищены, рассказала Светлана Шилина, координатор проекта «Центр подходящей работы» ПОРА. В рамках проекта был проведен опрос среди работников кадровых служб Арктического региона. Людей меньше, чем рабочих мест – на эту проблему указали в опросниках все без исключения, сообщила Шилина.
Татьяна Батова, старший преподаватель кафедры искусств и дизайна МАГУ, рассказала о важности городской среды в Арктике. По ее словам, для повышения качества жизни людей важны световые и цветовые решения, развитие инфраструктуры по принципу «шаговой доступности».
Никита Зимов, ведущий инженер северо-восточной научно-экспериментальной станции в п. Черском (Якутия) предложил свой вариант борьбы с изменениями климата с помощью воссоздания экосистем. Плейстоценовый парк, где он является директором – это уникальный заказник, на территории которого живут северные олени, зубры, бараны, бизоны, верблюды и яки. Травоядные животные помогают восстанавливать пастбища, что в условиях Арктики приводит к усилению корневой системы и препятствию выброса углерода из почвы в атмосферу.
Юрий Сергеев, старший советник по возобновляемой энергетике и электромобильности «Беллона» (Мурманск) (*признана нежелательной в России) рассказал про проект Barents-Baltic Electric Road, который подразумевает создание сети заправок для электрокаров по маршруту Санкт-Петербург – Мурманск и, соответственно, частичное снижение использования автомобилей с ДВС и выбросов вредных веществ в атмосферу.
Вячеслав Шадрин, научный сотрудник сектора арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, обратил внимание на необходимость баланса между индустриализацией и сохранением уклада жизни коренных народов севера. По мнению Вячеслава, это поможет с надеждой смотреть в будущее Арктики. Экологичное проживание на Севере – это не возвращение к прошлому, а освоение новых форм взаимодействия, считает участник дискуссионного клуба.
Дискуссионный клуб – одна из программ экспертного центра ПОРА. Заседания дискуссионного клуба объединяют специалистов с различными компетенциями в сферах устойчивого развития Арктики (экология, экономика, социальные вопросы). За несколько лет прошло уже более 100 заседаний дискуссионного клуба ПОРА.
Первый сценарий – «арктический общий рынок», когда механизмы сотрудничества открыты для всех государств, при этом арктические государства будут исполнять особую координационную роль. Второй – «расколотая Арктика» - неравномерное развитие региона, ограниченное международное сотрудничество и жёсткое разделение по секторам влияния без допущения стран из неарктического региона, считает доцент кафедры управления инновациями МГИМО(У) МИД России Андрей Криворотов.
На заседании дискуссионного клуба, которое прошло в онлайн-формате 11 ноября, участники обсудили возможные пути развития арктического региона. Для молодёжи важно иметь цель, и тогда отток населения замедлится. Молодые люди выражают желание остаться в Заполярье при наличии продуманной стратегии социальной политики в регионе, говорит Елена Ключникова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера.
Отсутствие системы привлечения людей в Заполярье приводит к дефициту кадров и необходимой квалификации. Помимо оттока населения существует и проблема сотен тысяч арктических вахтовиков, которые находятся вне правового поля и юридически не защищены, рассказала Светлана Шилина, координатор проекта «Центр подходящей работы» ПОРА. В рамках проекта был проведен опрос среди работников кадровых служб Арктического региона. Людей меньше, чем рабочих мест – на эту проблему указали в опросниках все без исключения, сообщила Шилина.
Татьяна Батова, старший преподаватель кафедры искусств и дизайна МАГУ, рассказала о важности городской среды в Арктике. По ее словам, для повышения качества жизни людей важны световые и цветовые решения, развитие инфраструктуры по принципу «шаговой доступности».
Никита Зимов, ведущий инженер северо-восточной научно-экспериментальной станции в п. Черском (Якутия) предложил свой вариант борьбы с изменениями климата с помощью воссоздания экосистем. Плейстоценовый парк, где он является директором – это уникальный заказник, на территории которого живут северные олени, зубры, бараны, бизоны, верблюды и яки. Травоядные животные помогают восстанавливать пастбища, что в условиях Арктики приводит к усилению корневой системы и препятствию выброса углерода из почвы в атмосферу.
Юрий Сергеев, старший советник по возобновляемой энергетике и электромобильности «Беллона» (Мурманск) (*признана нежелательной в России) рассказал про проект Barents-Baltic Electric Road, который подразумевает создание сети заправок для электрокаров по маршруту Санкт-Петербург – Мурманск и, соответственно, частичное снижение использования автомобилей с ДВС и выбросов вредных веществ в атмосферу.
Вячеслав Шадрин, научный сотрудник сектора арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, обратил внимание на необходимость баланса между индустриализацией и сохранением уклада жизни коренных народов севера. По мнению Вячеслава, это поможет с надеждой смотреть в будущее Арктики. Экологичное проживание на Севере – это не возвращение к прошлому, а освоение новых форм взаимодействия, считает участник дискуссионного клуба.
Дискуссионный клуб – одна из программ экспертного центра ПОРА. Заседания дискуссионного клуба объединяют специалистов с различными компетенциями в сферах устойчивого развития Арктики (экология, экономика, социальные вопросы). За несколько лет прошло уже более 100 заседаний дискуссионного клуба ПОРА.
12 ноября 2021