Эксперт ПОРА: Эффективность транспортной системы на Енисее дает мультипликативный эффект для смежных отраслей

Эксперт ПОРА: Эффективность транспортной системы на Енисее дает мультипликативный эффект для смежных отраслей

Грузоперевозки Енисейского речного пароходства за прошедший период 2022 года увеличились почти на треть. Новость комментирует Евгений Антипов, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики водного транспорта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, консультант группы компании ЗАО «Арктик-консалтинг-сервис».

«Река Енисей – одна из важнейших артерий водного транспорта в Арктике, системообразующая для северных территорий Красноярского края. В отличие от портовых мощностей в Обской губе, которые ориентированы преимущественно на наливные грузы в танкерах/газовозах (нефть, сниженный природный газ, нефтепродукты), портовый район Дудинки и речных портов Енисейского речного пароходства (ЕРП) преимущественно используется для контейнерных грузов и сухогрузов. В акватории Енисея расположен один из крупнейших промышленных центров страны – градообразующее предприятие ПАО «ГМК «Норильский никель», которое уверенно наращивает объемы производства.

Несмотря на проводимые различными странами мероприятия, направленные на ограничение сбыта различной российской продукции за пределами страны, уникальность промышленного комплекса, расположенного вблизи плато Путорана, является одним из краеугольных камней данной политики. Поэтому на реке Енисей и в Енисейском заливе наблюдается активное развитие судоходства для обеспечения грузовой потребности прилегающих территорий.

Отдельно стоит выделить корпоративное дифференцирование дочерних предприятий Норникеля, специализирующихся на эксплуатации транспортно-логистического комплекса реки Енисей. Енисейское речное пароходство (ЕРП), помимо речных портов и прилегающей инфраструктуры, включает в себя более 400 единиц флота, таких как буксиры, сухогрузы, нефтеналивные суда и вспомогательный флот. Технические и технологические возможности ЕРП в сочетании с потенциалом грузовой базы головного предприятия образуют симбиоз, что обеспечивает высокую эффективность транспортной сети речного транспорта.

Морской флот «Норникеля», базирующийся в порте Дудинка, включает в себя 6 судов усиленного ледового класса (Arc7): 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» и танкер «Енисей». Грузопотоки морского транспорта, проходящие через устье реки Енисей и Енисейский залив, ориентированы на каботажное и экспортное направление перевозок для вывоза готовой продукции корпорации и снабжение региона, а также промышленных комплексов.

Таким образом, можно говорить о том, что «Норникель» обеспечивает эффективное функционирование транспортно-логистической системы водного транспорта в бассейне реки Енисей, что, в конечном счете, помимо увеличения объема перевозимых грузов, производит мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики региона и повышает уровень хозяйственных связей как между дочерними предприятиями, так и с внешними потребителями».
Экспертный центр "ПОРА"
28 ноября 2022
Транспорт и логистика