Эксперты ПОРА обсудили Арктику во внешней политике России

Фото: Сергей Доля / GeoPhoto

Эксперты ПОРА обсудили Арктику во внешней политике России

«Арктика в Концепции внешней политики России» – такова была тема апрельского заседания дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики. На конференции эксперты ПОРА поделились своими мыслями относительно недавно принятого стратегического документа. 

Президент России Владимир Путин 31 марта 2023 года подписал указ, в котором утвердил обновленную Концепцию внешней политики России. В ней важное место занимают вопросы политики России в высоких широтах.

Арктика становится все более важной точкой приложения усилий, подчеркнул в своем выступлении в ходе дискуссионного клуба посол по особым поручениям МИД РФ, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов«Роль арктического региона будет возрастать в международной повестке. Соответственно, это отразилось и в вопросе изменения места Арктики в региональном разделе Концепции внешней политики», – отметил он.

«В контексте международных отношений, в текущих условиях большое значение для развития арктического региона приобретает сотрудничество с неарктическими государствами, занявшими конструктивную позицию по отношению к России. С другой стороны, общее осложнение международно-политической ситуации означает необходимость уделять больше внимания и усилий внутреннему социально-экономическому развитию региона», – прокомментировала геополитическую обстановку Ирина Стрельникова, доцент департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

С ней согласен директор Центра исследований экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Никоноров. По его словам, интересы в Арктике есть не только у Китая и Индии, но и у других торговых партнёров России, входящих в БРИКС, ШОС, АСЕАН и другие экономические объединения. «Мы смотрим сейчас на Арктику как на источник углеводородов и минеральных ресурсов, не учитывая другие потенциалы – земельный, биологический, логистический... Надо более комплексно подходить к освоению территории и при этом учитывать природно-ресурсный потенциал более широко», – заключил Никоноров.

«Если мы посмотрим сегодня на Арктику, она перестала быть территорией подвига. Сегодня это перспективная экономическая территория», – считает Алексей Фадеев, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

«Реализация современной внешней политики России возможна именно через повышение роли России в международном экономическом и экологическом сотрудничестве, и конкретно ее деятельности в Мировом океане – это транспортные, трубопроводные и ресурсодобывающие проекты и развитие шельфовой зоны», – уверен модератор мероприятия Александр Воротников, доцент ИОН РАНХиГС и координатор экспертного совета ПОРА. Причем в своей деятельности Россия должна препятствовать изменению климата на планете, однако не дать искусственно политизировать природоохранную тему и ограничить свои права на природные ресурсы, а также противодействовать недобросовестной конкуренции, подчеркнул эксперт.

Александр Балобанов, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики ИОН РАНХиГС, отметил сложность выстраивания системы управления в АЗРФ из-за многообъектности. Он считает, что необходимо разработать современный, адекватный подход к реализации управления такими сложными системами, как Арктическая зона России, в которую входят территории множества субъектов федерации.

«Принятие обоснованных управленческих решений требует диагностики наиболее актуальных и острых проблем на основе оценки риска. Способность региона к комплексному социально-экономическому развитию зависит от его потенциала, способности к адаптации и рискозащищенности, что является ключевым условием. Поэтому задача состоит не в уклонении от рисков, а в их оптимизации», – уверена Елена Воронина, сотрудник Института системного анализа РАН.

«Когда мы говорим о новой концепции внешней политики и её направленности на Арктику, мы говорим о том, что мы нуждаемся в смене команды. Если раньше мы надеялись, что у нас будет сотрудничество с приарктическими государствами, теперь мы понимаем, что на какое-то время они просто уходят из повестки дня, и главная наша задача – это развивать Северный морской путь», – убеждем Владимир Маслобоев, советник директора Кольского научного центра РАН.

В рамках внешней политики России необходимо продолжать сотрудничество с представителями коренных народов из других стран, поскольку это неотъемлемая часть охраны арктических экосистем и культуры, считает Михаил Погодаев, заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха. «Они-то не против с нами сотрудничать. Но, к сожалению, государство им это запрещает, а на государство часто завязано финансирование проектов», – посетовал он.

Арктический совет провозглашал принципы мирного сосуществования, сотрудничества и совместного освоения Арктики в общих интересах арктических государств и жителей планеты в целом, напомнил Вячеслав Марача, ведущий научный сотрудник ИОН РАНХиГС. В настоящий момент в Арктический совет входят 8 государств, в числе которых Россия и 7 «недружественных» государств – членов НАТО. Это приносит дисбаланс в ситуацию в Арктике, считает эксперт. «Растущий интерес Китая – дружественной России страны – к освоению Арктики может сделать конкуренцию за Арктику более сбалансированной», – сказал он.

«Мы присутствуем при очень интересном переходном этапе мировой политики в Артике. На мой взгляд, он не имеет исторических аналогов», – подытожил член Экспертного совета ПОРА Андрей Криворотов.

Экспертный центр "ПОРА"
12 апреля 2023