Фото: Никитин Ярослав/GeoPhoto.ru
Как создать надежный Северный морской транспортный коридор — экспертный взгляд
Председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин сообщил, что появление понятного плоского тарифа на трансфер грузов по Северному морскому транспортному коридору (СМТК) стало бы его огромным преимуществом, а также импульсом для развития северных территорий. «Там есть продукция, которая зачастую остаётся в самом регионе в силу тяжёлой транспортной доступности. Вся добавленная стоимость съедается именно за счёт перевозки», — сказал Николай Доронин, выступая на круглом столе по вопросам развития Севморпути, который провели 7 июня 2022 года «Деловой Петербург» и Проектный офис развития Арктики (ПОРА).
Налаживание чёткого функционирования всех узлов в составе СМТК должно помочь решить проблему надёжности коридора. Эту проблему предложил рассмотреть руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижов. «Одна из причин, не позволяющая в полной мере пользоваться Северным транспортным коридором — отсутствие гарантированного срока доставки груза, уверенности в том, что он прибудет вовремя», — высказался спикер.
В свою очередь, Максим Кулинко из «Росатома» пояснил, что решение тарифного вопроса неразрывно связано с оптимизацией работы портов. «Когда мы говорим о северном завозе, о транспортном обеспечении, то надо говорить о выстраивании единой транспортной системы. Чтобы пароход загружали не по неделе, а в течении нескольких часов — тогда будет снижаться тариф. В Санкт-Петербурге, например, обработка происходит быстро, а на Камчатке судно, чтобы его обслужили, стоит до 5 суток», — объяснил специалист.
Мешает развитию транспортной магистрали существенный возраст флота: почти все суда старше 20 лет. Однако к 2030 году в строй должны войти 55 новых грузовых судов арктического класса. В 2023 году должно быть запущено строительство пятого серийного атомного ледокола, а всего к 2030 году должны спустить на воду 13 атомных «проводников». Вдобавок к ним планируется построить 4 ледокола, работающих на сжигаемом топливе.
Дальневосточные производители рыбной продукции и организации, отправляющие товары в контейнерах из Китая, формируют грузопоток с Дальнего Востока на Северо-Запад. Об этом рассказал генеральный директор ООО «ТСС-Транспорте Рус» Михаил Канин — его компания решала задачу связывания Владивостока как перевалочного пункта китайских товаров с Мурманском и Петербургом. По его словам, одной из важнейших проблем является непрозрачное тарифообразование. «Цены давались в долларах и были очень высокие. Впоследствии удалось перевести тариф в рубли, но он оказался привязан к железнодорожному, потому что основной конкурент на направлении "Санкт-Петербург – Владивосток" — это именно ж/д перевозки», — рассказал Канин.
«Надо говорить о выстраивании единой транспортной системы»
Замдиректора Дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко рассказал, что в ближайшем будущем по маршруту «Мурманск – Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский» совершит первую перевозку по льготным тарифам атомный лихтеровоз «Севморпуть» — этот рейс станет первым в числе регулярных линий на СМТК, которые будут функционировать между портами Северо-Запада и Дальнего Востока. На субсидирование их работы выделяется около 560 млн рублей. По словам Кулинко, судно выполнит два плановых рейса и, возможно, третий — при наличии грузов для перевозки. По его словам, потенциально способный обслуживать арктическую линию флот будет расти. «Севморпуть сегодня наиболее подходит для данных целей, благоприятные условия создал «Атомфлот». По мере развития грузовой базы, мы считаем, необходимо строить новые суда, приспособленные для такого рода перевозок», — заявил представитель «Росатома».Налаживание чёткого функционирования всех узлов в составе СМТК должно помочь решить проблему надёжности коридора. Эту проблему предложил рассмотреть руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижов. «Одна из причин, не позволяющая в полной мере пользоваться Северным транспортным коридором — отсутствие гарантированного срока доставки груза, уверенности в том, что он прибудет вовремя», — высказался спикер.
В свою очередь, Максим Кулинко из «Росатома» пояснил, что решение тарифного вопроса неразрывно связано с оптимизацией работы портов. «Когда мы говорим о северном завозе, о транспортном обеспечении, то надо говорить о выстраивании единой транспортной системы. Чтобы пароход загружали не по неделе, а в течении нескольких часов — тогда будет снижаться тариф. В Санкт-Петербурге, например, обработка происходит быстро, а на Камчатке судно, чтобы его обслужили, стоит до 5 суток», — объяснил специалист.
Двухкратный рост грузопотока к 2030 году
Кулинко сообщил, что крупные инвесторы арктических проектов не склонны менять свои планы на ближайшие 2 года, так что целевые показатели по грузопотоку на Севморпути остаются в силе: 80 млн тонн в 2024 году и 150 млн тонн к 2030 году.Мешает развитию транспортной магистрали существенный возраст флота: почти все суда старше 20 лет. Однако к 2030 году в строй должны войти 55 новых грузовых судов арктического класса. В 2023 году должно быть запущено строительство пятого серийного атомного ледокола, а всего к 2030 году должны спустить на воду 13 атомных «проводников». Вдобавок к ним планируется построить 4 ледокола, работающих на сжигаемом топливе.
С Северо-Запада на Дальний Восток — и обратно
По словам врио председателя комитета Санкт‑Петербурга по делам Арктики Елены Асеевой, предприятия региона рассматривают СМТК в качестве маршрута для доставки своей продукции в отдалённые субъекты страны. «Петербург безусловно может стать транзитно-перевалочной точкой в новых логистических цепочках. Портовая инфраструктура города позволяет обрабатывать все эти грузы достаточно быстро и с малыми издержками»,— сообщила Асеева. Представитель комитета сообщила, что логистический кластер Северо-Запада включает более 60 транспортных и экспедиторских компаний. Взаимодействие органа исполнительной власти и логистических организаций направлена на консолидацию грузов предприятий для их отправки по СМТК.Дальневосточные производители рыбной продукции и организации, отправляющие товары в контейнерах из Китая, формируют грузопоток с Дальнего Востока на Северо-Запад. Об этом рассказал генеральный директор ООО «ТСС-Транспорте Рус» Михаил Канин — его компания решала задачу связывания Владивостока как перевалочного пункта китайских товаров с Мурманском и Петербургом. По его словам, одной из важнейших проблем является непрозрачное тарифообразование. «Цены давались в долларах и были очень высокие. Впоследствии удалось перевести тариф в рубли, но он оказался привязан к железнодорожному, потому что основной конкурент на направлении "Санкт-Петербург – Владивосток" — это именно ж/д перевозки», — рассказал Канин.
8 июня 2022