«Не стоит горячиться и метаться». Эксперты ПОРА поговорили о перспективах международного сотрудничества в Арктике

Фото: Карпухин Сергей/GeoPhoto.ru

«Не стоит горячиться и метаться». Эксперты ПОРА поговорили о перспективах международного сотрудничества в Арктике

11 мая 2023 года Россия официально передала Норвегии полномочия председателя Арктического совета. Возможные сценарии продолжения международного взаимодействия по вопросам арктической повестки стали центральной темой очередного заседания дискуссионного клуба Экспертного центра ПОРА. Участники мероприятия обсудили перспективы дальнейшей работы России и зарубежных стран как в рамках международных институтов, так и по неформальным каналам.

Открыл экспертную дискуссию председатель правления Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Николай Доронин. Говоря о перспективе продолжения деятельности Арктического совета как международного формата, эксперт отметил, что его будущее туманно. Арктический совет во многом создавался с учетом интересов России и всегда служил главной международной площадкой для обсуждения и решения широкого круга вопросов, в особенности климатической повестки. Сейчас же мнение России в Арктическом совете не учитывается, и основная функция форума в связи с этим оказывается утраченной. Очевидно, что при существующей геополитической ситуации разделение на «дружественные» и «недружественные» страны будет проходить и по полярному кругу, считает Доронин. 

Несмотря на отсутствие возможности повлиять на решения, принимаемые внутри Арктического совета, Россия может влиять на региональную политическую ситуацию. Ученые будут продолжать общаться между собой, но не так публично, как это было раньше. По мнению эксперта, за этим стоит будущее международного арктического сотрудничества. «Судя по риторике, которая исходит от Министерства иностранных дел России, дипломаты понимают, что ситуация уже не будет такой, как прежде. В обозримом будущем мы сами сможем сформулировать, как будет выглядеть сотрудничество в Арктике — на уровне страны и на международном уровне. Экспертное сообщество может помочь в этом процессе, и, надеюсь, что он не будет затягиваться», — заключил Николай Доронин. 

По мнению Александра Сергунина, профессора кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ, научная дипломатия — один из немногих каналов, по которому арктическое сотрудничество остается возможным. Комментируя ситуацию внутри Арктического совета, Сергунин призвал участвующие страны сохранять достоинство: «Сейчас не стоит горячиться и метаться в одну или в другую сторону… В прагматическом плане России следует сохранять присутствие в рабочих группах и использовать нашу экспертизу там, где она нужна», — подчеркнул эксперт. 

В качестве наиболее перспективных направлений для поддержания сотрудничества между арктическими странами в существующих условиях Сергунин выделил следующие: 

  • реализация совместных международных арктических проектов; 
  • проведение совместных исследований и публикация научных трудов; 
  • использование научно-организационной инфраструктуры в целях международного сотрудничества; 
  • проведение морских и сухопутных полярных экспедиций с участием иностранных ученых; 
  • участие в профильных международных организациях и профессиональных союзах, занимающихся Арктикой. 

Как отметил эксперт, именно научная дипломатия сейчас будет позволять России «одной ногой оставаться в арктических международных институтах». Большинство совместных арктических проектов продолжает существовать, мало кто из западных партнеров фактически разорвал связи. Напротив, многие представители научного сообщества не хотят терять наработанные контакты, несмотря на официальную политическую позицию, озвучиваемую в публичном пространстве. 

Продолжают осуществляться гуманитарные проекты. Так, Университет Джорджа Вашингтона реализует уже третий 5-летний проект по устойчивому городскому развитию в Арктике, привел пример Александр Сергунин. При этом никто из российских участников не был исключен из проекта. Не был также прекращен и набор на Арктическую программу Фулбрайта (США). 

Примечательно, что ряд нейтральных стран вроде Швейцарии предпринимает усилия по урегулированию политической ситуации в регионе, отметил Сергунин. Так, c ноября 2022 года Женевский центр политики безопасности (GCSP) организует проект по арктической безопасности, состоящий из военной и политической частей. Цель проекта состоит в том, чтобы сформулировать кодекс правил и не допустить военно-политического обострения в Арктике. Российские эксперты также задействованы в этом процессе.

Отвечая на вопрос, будет ли наука оставаться заложницей политики, эксперт предположил, что, возможно, произойдет некоторое негласное политическое разделение обсуждаемых вопросов: «Темы научной дипломатии в Арктике общего характера будут актуальны как для дружественных, так и для недружественных стран. Это — изменение климата и экологический мониторинг; изучение Северного Ледовитого океана; проблемы коренных народов. С дружественными же странами можно будет осуществлять совместное изучение минеральных запасов и биоресурсов Арктики, развитие инфраструктурных проектов, более глубокое изучение последствий изменения климата для местных сообществ, а также сотрудничество в военно-стратегической сфере». 

Важность создания Россией площадок для обсуждения вариантов дальнейшего развития сотрудничества в регионе подчеркнула Ирина Стрельникова, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики». Одной из таких платформ спикер назвала проект «Think Arctic – Think Global», который прошел под эгидой председательства России в АС и был реализован Центром комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Фондом Росконгресс и Аналитическим центром при Правительстве РФ.

Частью данного проекта стало исследование на тему «Многостороннее сотрудничество в Арктике сквозь призму международных арктических организаций: ситуационный анализ». Документ описывает четыре сценария развития сотрудничества в Арктике на период до 2030 года:

  1. «Арктическая перезагрузка» — может реализоваться только в случае высоких темпов посткризисного восстановления и парения конфликтности в международных отношениях.
  2. «Изоляция России» — экономический рост при сохранении конфликтности международных отношений, Россия оказывается исключена из основных форматов взаимодействия, что приводит к снижению эффективности арктического сотрудничества в целом.
  3. «Арктика без границ» — медленное посткризисное восстановление экономики с низким уровнем конфликтности международных отношений.
  4. «Застой в арктическом сотрудничестве» — низкие темпы восстановления экономики, сохранение высокого уровня конфликтности международного сотрудничества. 

По мнению экспертов НИУ ВШЭ, при худшем, сценарии роль международных институтов и площадок будет значительно снижаться, так как из-за обособления России будет отсутствовать возможность полноценного и многостороннего сотрудничества арктических государств. Страны все меньше будут рассматривать международные платформы как способ борьбы с вызовами устойчивого развития в Арктике. «К сожалению, на данный момент мы наблюдаем реализацию именно четвертого [«застойного»] сценария, — констатировала Ирина Стрельникова. — Но мы все еще обладаем инструментами для сохранения и перезапуска взаимодействия в регионе на эффективном уровне».

Стрельникова также коснулась вопроса о потенциальной эскалации напряженности в Арктике: «Вступление Финляндии и, возможно, Швеции в НАТО — это символический и серьезный шаг, который повлияет прежде всего на долгосрочные политические перспективы и усложнит отношения России с двумя странами. Но эти государства и без того давно принимали участие в северных военных учениях Запада, поэтому, думаю, реальное изменение военно-политического баланса в регионе не будет глобальным».

По наблюдению Стрельниковой, разворот на Восток заметен и в Арктике. Сегодня возможности для экономического взаимодействия со странами Азии — прежде всего с Индией и Китаем — активно поддерживаются Россией, что отражено и в новой версии Концепции внешней политики от 31 марта 2023 года. Из этого вытекает и усиление роли неарктических государств в регионе. 

Александр Сергунин поддержал тезис о последующей активизации сотрудничества России с внерегиональными странами в Арктике: «Китай, Индия и другие дружественные страны могут получить от России больше полномочий в Арктике. Вполне вероятно, что с течением времени Россия постарается отблагодарить партнеров за поддержку в тяжелой ситуации и предложить расширить полномочия стран-наблюдателей в Арктическом совете».

Анна Горохова
Экспертный центр "ПОРА"
18 мая 2023
Международное сотрудничество