Фото: Сергей Горшков / GeoPhoto
ПОРА читать арктическую рассылку! Арктическая филателия, экстремальный велопробег, парадоксы Арктики
Еженедельная рассылка Проектного офиса развития Арктики – выпуск от 17 мая 2024 года
1. Арктическая филателия, велопробег, парадоксы Арктики.
Освоение Севера немыслимо без использования флота. Известный филателист Аркадий Романов продолжает цикл, посвященный заполярной филателии, – в этот раз речь пойдет о гражданских атомных судах. А Михаил Умнов поясняет, что такое плавбазы, какую роль они сыграли в развитии советской рыболовецкой отрасли и есть ли дальнейшие перспективы у судов данного класса.
Несмотря на тяжелый климат, территории Крайнего Севера привлекают добытчиков и поселенцев с древнейших времен. За минувшие века список покорителей Арктики пополнили десятки народов. Читайте материал Николая Плужникова об этнической истории Заполярья – и познавательную статью исследователя Валентина Гусева о фольклоре одного из таких народов, нганасан.
Казалось бы, велосипед – не арктический вид транспорта. Но в Ненецком автономном округе считают иначе. Представляем вашему вниманию увлекательный рассказ о 400-километровом велопробеге по маршруту «Нарьян-Мар – Усинск».
С началом полярного дня Лапландский заповедник в Мурманской области запускает ночные экскурсии – это интересный опыт, позволяющий открыть для себя арктические красоты и познакомиться с уникальными животными, обитающими в тундре. А если вы живете в Норильске, мы приглашаем вас и ваших детей встретить полярный день в просветительском центре «Белый мишка» в компании дружелюбного медведя Пломбира.
2. Мамонт как доисторическое наследие российской Арктики.
Десятки тысяч лет тому назад Заполярье являлось одним из ключевых ареалов обитания мамонта. Особенно многочисленной была популяция этого животного на территории нынешней Якутии, где до сих пор находятся самые крупные запасы мамонтового бивня.
Кость мамонта активно исследуется наукой – и добывается коренными народами Севера, формируя заметную статью их дохода. Рациональное использование этого уникального природного ресурса обсудили участники дискуссии, состоявшейся в постоянном представительстве Республики Саха (Якутии) при президенте РФ. Николай Доронин, председатель правления ПОРА, выступил в программе «Наша Арктика» радио «Вести ФМ», где рассказал о научном, хозяйственном и туристическом значении ископаемой мамонтовой кости.
3. (Видео). «Артефакты Арктики» и «Арктический волонтер».
ПОРА и Российский государственный музей Арктики и Антарктики продолжают работу над своим совместным проектом «Артефакты Арктики». В наших новых выпусках мы познакомим вас с особенностями эскимосского фольклора и материалами, собранными в ходе экспедиций с участием выдающегося полярника Николая Евгенова.
Активно развивается проект, запущенный по инициативе ПОРА совместно с Росприроднадзором и при поддержке Всероссийского общества охраны природы, – «Арктический волонтер». Он распространил свое действие на Якутию и Чукотку: первые добровольцы из этих регионов прошли обучение и получили удостоверения общественных инспекторов по охране окружающей среды. Смотрите наш репортаж об этом событии.
4. «Книга – в каждый чум» и «Бессмертный аргиш». На Ямале состоялись две акции при поддержке общественного представителя ПОРА.
Десятки книг различных жанров передали гостевому чуму «Тэланг Мув» общественный представитель ПОРА в ЯНАО Тимур Акчурин и сотрудник Национальной библиотеки Ямало-Ненецкого автономного округа Родион Березовой в ходе акции «Книга – в каждый чум». Цель – поддержать интерес жителей тундры к чтению и привлечь молодежь в библиотеки. А в преддверии празднования Дня Победы ямальские оленеводы провели снегоходный пробег «Бессмертный аргиш» («аргиш» – олений обоз), который призван напомнить о вкладе оленно-транспортных батальонов в победу в Великой Отечественной войне.
5. (Видео) Архангельск исторически является одним из ключевых центров северного судостроения. Как новое поколение судостроителей сохраняет наработки своих предшественников?
В архангельском «Товариществе поморского судостроения» не только шьют деревянные суда по традиционным канонам, но и воссоздают уходящую натуру с помощью современных технологий. Для этого здесь стали делать 3D-модели лодок, найденных в ходе экспедиций по всему Поморью. Об особенностях цифрового моделирования, особо примечательных экземплярах, а также принципах выбора объектов для своей высокотехнологичной коллекции рассказывает инженер-конструктор Михаил Крупенин.
6. Развитие заполярных территорий: западный опыт.
Арктические регионы требуют особого подхода. Это понимают и в России, и за границей. Однако везде есть свои нюансы, обусловленные национальной и местной спецификой. Так, важной особенностью арктической политики Финляндии является участие в ее выработке европейской бюрократии, предоставляющей стране финансирование в формате структурных фондов. В свою очередь, Норвегия, чей бюджет в немалой степени зависит от разработки углеводородных запасов, стремится сочетать в своей стратегии задачи освоения и природосбережения. О финских и норвежских программах развития Арктики – в статье на GoArctic.