Российские эксперты обсудили актуальные направления развития Арктики как геостратегического региона

Российские эксперты обсудили актуальные направления развития Арктики как геостратегического региона

Круглый стол «Актуальные направления развития российской Арктики как геостратегического региона» прошел 15 июля 2021 года на базе РАНХиГС при информационной поддержке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). Модератором дискуссии выступил координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников. С приветственным словом к участникам мероприятия обратились ректор, председатель Ученого совета РАНХиГС Владимир Мау и аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова.

В ходе круглого стола российские эксперты обсудили вопросы ключевых изменений пространственного развития Арктики, наблюдаемые в последние годы, а также возможность формирования новых приоритетов и инструментов государственной политики в АЗРФ. Представляем основные тезисы докладов.

Александр Воротников
Координатор Экспертного совета ПОРА, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС
● Необходима корректировка основных документов, связанных с развитием АЗРФ. Эти документы готовились двумя годами ранее, они не учитывают очень серьезные, принципиальные изменения, связанные с развитием климатической повестки и ESG-факторами. За два года мир кардинально изменился, особенно на это повлияла пандемия. Изменения коснулись и Арктики. И в стратегических документах по развитию АЗРФ должны быть прописаны новые цели и задачи.
● В ряде стратегических и концептуальных документов страны актуальная повестка уже нашла отражение. Так, в новой редакции Стратегии национальной безопасности к национальным интересам России отнесены, в том числе: устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе; охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата. Кроме того, существуют связанные с климатической повесткой поручения президента по реализации его послания—2021 Федеральному собранию. В выступлении Владимира Путина на Саммите лидеров по вопросам климата, прошедшем 22–23 апреля 2021 года, также даны направления по адаптации климатическим изменениям.
● Правительству РФ необходимо обеспечить реализацию инновационных проектов государственного значения, направленных на создание национальной системы высокоточного мониторинга и утилизации климатически активных газов, в том числе для обеспечения правовой регламентации в области регулирования выбросов таких газов и проведения экологической (низкоуглеродной) трансформации отраслей экономики.


Сергей Никоноров
Эксперт ПОРА по устойчивому развитию, заместитель заведующего кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики МГУ
● Арктика должна стать территорией сотрудничества, а не соперничества.
● К арктической проблематике приковано внимание жителей 8 арктических государств, 13 стран наблюдателей Арктического совета и около 25 государств, мечтающих стать наблюдателями и имеющих собственные арктические стратегии и программы.
● Климатическая тематика важна в долгосрочном плане, так как на территории Арктики средняя температура увеличивается в 2 раза быстрее, чем в среднем на планете.
● Однако главная цель на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы — это повышение качества жизни населения. Это цель для всего блока, связанного с устойчивым развитием, внедрением элементов «зеленой» и «синей» экономики.
● Во время председательства России в Арктическом совете (с 2021 — 2023) целесообразно организовать несколько международных проектов в Арктике с применением «зеленого» финансирования. Во-первых, это будет реальный вклад в развитие климатической повестки дня, улучшение экологической обстановки и повышение качества жизни населения на арктических территориях. Во-вторых, это явит практический пример взаимовыгодного сотрудничества между странами, которые имеют некоторые сложности при решении проблем на других территориях.


Андрей Федотов
Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при президенте РФ, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия)
● Государственная политика России в Арктике становится более определенной и четко выраженной. На уровне государства и на уровне Республики Саха (Якутия) приняты стратегические документы, обозначены принципы, на основе которых будет развиваться Арктическая зона РФ и арктические территории республики. Ключевым приоритетом обозначено качество жизни населения. Сегодня возрождение Арктики —человекоцентрично.
● Развитие Арктики сталкивается с целым рядом глобальных ограничений: отсутствием источников энергии, уязвимостью экосистем, ограниченным применением различных технологий и материалов. Для ответа на эти вызовы создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Север: территория устойчивого развития». 9 июля 2021 года Министерство науки и высшего образования РФ объявило его победителем конкурсного отбора с присвоением статуса НОЦ мирового уровня. Совместно с научными учреждениями и индустриальными партнерами мы будем формировать научно-испытательный полигон, где начнутся испытания новых материалов и технологий.
● В Стратегию социально-экономического развития Арктической зоны России включено комплексное развитие одного из самых северных населенных пунктов в Якутии — поселка Тикси. Приоритетные направления: развитие социальной инфраструктуры и проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, реконструкция морского порта Тикси и создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях.
● Мы хотели бы видеть Арктику территорией комфортной жизни и социальной стабильности. Нужно многое сделать – защитить экологию, создать комфортные условия, чтобы люди рвались в Арктику жить и работать. Только тогда мы сможем решить вопросы кадрового обеспечения развития этого стратегически важного макрорегиона.


Алексей Фадеев
Ведущий научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, профессор Высшей школы управления и бизнеса СПбПУ Петра Великого, руководитель экспертной группы «Арктика и освоение морских месторождений» Российского газового общества
● Реализация проектов по добыче углеводородного сырья в новых добывающих регионах способна оживить общеэкономическую конъюнктуру большинства отраслей – прежде всего промышленности, строительного и транспортного сектора, который в регионах представлен, как правило, предприятиями малого и среднего бизнеса.
● Освоение углеводородных ресурсов новых регионов должно носить ярко выраженный социально ориентированный характер. Необходим комплексный подход к решению проблем сырьевых территорий, учитывающий особенности формирования, развития и функционирования нефтегазового сектора в регионе.
● Освоение шельфа Арктики – государственная задача. Временной горизонт государства должен быть значительно более обширным, чем у коммерческих участников инвестиционного проекта. Если инвестора интересует как можно скорее вернуть вложенные средства, не подвергаясь высоким рискам, то государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано запустить созидательный экономический процесс для обеспечения устойчивого развития территорий.
● Стратегия устойчивого развития территорий при реализации шельфовых проектов в Арктике должна базироваться на совместном использовании конкурентных преимуществ региона и конкретного проекта, которые должны лечь в основу стратегии управления нефтегазовым комплексом при освоении морских углеводородных месторождений.


Мария Мазурина
Руководитель направления методологии и обеспечения стандартов устойчивого развития Департамента устойчивого развития, ПАО «Норильский никель»
● Вопрос изменения климата является одной из ключевых задач глобального развития. Парижское соглашение диктует необходимость принимать меры по противодействию глобальному потеплению и сокращать выбросы парниковых газов. Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата, при Совете по финансовой стабильности (TCFD) рекомендует компаниям проводить оценку и отражать результаты в публичной финансовой отчетности. Компании активно вовлекаются в процесс формирования планов адаптаций к климатическим изменениям.
● Согласно докладу Гидромета «Об особенностях климата на территории РФ за 2020 г.», скорость потепления в среднем по России значительно превосходит среднюю по земному шару и на отрезке 1976–2020 годов составляет 0,51°С за десятилетие против 0,18°С в мире за аналогичный период. Наибольшая скорость роста среднегодовой температуры отмечается на побережье Северного Ледовитого океана, особенно на Таймыре (+1,2°С за 10 лет).
● Поддерживая глобальную повестку устойчивого развития и учитывая актуальность влияния климата на безопасность объектов в ключевом географическом регионе присутствия компании – Арктике (полуостров Таймыр) – «Норникель» уделяет особое внимание вопросам управления физическими рисками в связи с изменением климата. Среди ключевых шагов можно выделить работу по созданию систем геотехнического мониторинга с использованием спутниковых платформ; содействие администрации Норильска в создании службы мерзлотно-технического надзора за жилыми объектами; взаимодействие с представителями научного сообщества по вопросам запуска научно-прикладных исследований динамики изменения климата в Норильском промышленном районе, а также необходимости расширения и модернизации системы мониторинга климата с использованием новейших технологий с целью автоматизации процессов анализа «больших» данных о состоянии климата и формирования качественных прогнозов его изменения на перспективу.

Среди основных вызовов, с которыми уже краткосрочной перспективе предстоит столкнуться представителям бизнеса (особенно с активами в Арктике), глобального научного сообщества, государственных органов различных уровней являются следующие:
● Создание качественных прогнозных моделей изменения климата для регионов России с целью определения ключевых негативных факторов климата и трендов их развития.
● Построение социально-экономических сценариев развития регионов РФ в соответствии с национальными целями России в области декарбонизации, в т.ч. для улучшения стратегического планирования деятельности в корпоративном секторе России.
● Изменение подходов к городскому планированию с учетом прогнозов изменения климата.
● Актуализация строительных норм и правил для качественной оценки рисков нарушения безопасной эксплуатации различных типов объектов, особенно жилых, а также инфраструктурных.
● Привлечение новейших технологий в процесс сбора, анализа, хранения и распространения информации о динамике изменения климата, особенно в наиболее чувствительных к изменению климата регионах, с созданием баз данных, доступных заинтересованным пользователям.
● Развитие экосистемы инновационного предпринимательства в России с целью создания и оперативного запуска новых технологий в решение задач идентификации, оценки и мониторинга физических рисков в связи с изменением климата и поддержания конкурентоспособности российских компаний в данной области.


Светлана Бик
Руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», член Центрального совета российской экологической партии «Зеленые», член совета директоров Национального рейтингового агентства
● Представленный Европейской комиссией пакет законов в области энергетики и климата окажет существенное влияние не только на индустрии и граждан ЕС, но и на российских производителей — в том числе в Арктическом регионе, где у России сосредоточена промышленность углеродоемкого сектора. Европа – наш важнейший внешнеторговый партнер – планирует последовательно сокращать потребление российских нефти, газа и угля.
● Именно в Арктике климатические процессы происходят наиболее динамично, а стремительное таяние льдов и деградация «вечной мерзлоты» приводят не только к фундаментальным изменениям экосистемы, но и к появлению новых технологических рисков, которые будут сдерживать инвестиции. Таким образом, в Арктике концентрируются новые вызовы, с которыми сталкивается человечество.
● России надо выступить с инициативой о разработке и реализации стратегии устойчивого развития Арктической зоны, которая должна включать понятные для всего финансового мира разделы ESG: бережное отношение к окружающей среде, социальное развитие, качественное управление. Российская Арктика может и должна стать территорией ESG, верифицированной по всем правилам, признаваемым глобальным инвестиционным сообществом. Это большая работа, в которой должны принять участие регионы и корпорации.
● Первым пунктом дорожной карты на пути к устойчивому развитию может стать решение всех резидентов российской Арктики не просто рассчитывать, но и обязательно верифицировать независимой стороной углеродный след свой продукции.
● В 2018—2019 годах в методологии «зеленых» финансов произошла революция. Наряду с «зелеными» и «социальными» финансовыми инструментами стали развиваться «переходные», «устойчивые» финансы, внутри которых «зашиты» научные знания и подходы. Речь о так называемых SLB-облигациях, при размещении которых деньги даются не под обещание зеленых целей, а под их выполнение, так что ставки доходности увязываются с достижением конкретных показателей эффективности. Причем эти цели являются верифицированными со стороны научных организаций. Подобные перспективные финансовые инструменты должны применяться и в России.


Анастасия Лихачева
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, доцент Департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
● Арктика сегодня — это динамичный, усложняющийся регион, непонятный по многим параметрам сторонним и даже работающим в ней игрокам. Регион, на который будут проецироваться острые глобальные тенденции: климатические, политические, экономические (включая энергопереход и новую логистику, регионализацию и фрагментацию вместо глобализации). Это принципиальный сдвиг — ранее подобных проекций практически не происходило, арктический регион был во многом вещью в себе.
● В отношении к Арктике сейчас происходят важные новации. Во-первых, фиксируется необходимость учета фактора изменения климата. Теперь это одно из 8 центральных направлений новой Стратегии национальной безопасности. Свою позицию начинает вырабатывать государство, растет и заинтересованность бизнеса. Большую роль играет авария с разливом топлива в Норильске. Происходит переход с тезиса «Россия холодная — так станет потеплее», к новой парадигме: «Как вообще планировать работу при таких изменениях?»
● Во-вторых, у государств растет готовность к «резким движениям»: перестраиваются цепочки поставок, наблюдается рост мобилизационного ресурса.
● В третьих, обостряется конфронтация между США с одной стороны, Россией и Китаем — с другой. Причем особой проблемой для России могут стать попытки сдерживания в Арктике Китая со стороны США, так что наша страна окажется в роли не только первичного, но и вторичного объекта санкционного сдерживания.
● Это означает неминуемый рост милитаризации Арктики. Северный Ледовитый океан становится регионом, в котором будут обостряться международные споры. В силу специфики региона они не обязательно должны затрагивать напрямую экономику, есть и способы косвенного давления: например, критика недостаточной «зелености» проектов, «зеленый» протекционизм, санкционирование точечных проектов/игроков. И это серьезные угрозы, поскольку в Арктике ценность и роль каждого инфраструктурного объекта существенно выше, чем в других регионах.
● Можно ожидать постепенного сокращения возможностей для партнерства Китая с арктическими странами-членами НАТО. Это дает шанс на более продуктивное сотрудничество Москвы и Пекина — однако пока еще весьма скромное в силу размытого целеполагания.
● В условиях роста политической неопределенности и физических рисков для проектов увеличивается потребность в постоянном мониторинге, оценке изменений. Становится важным сбор и обработка больших данных с применением научных моделей.
● Вообще российская арктическая наука должна выходить на мировой уровень, соответствующий политическим и экономическим амбициям страны в Арктике. Компенсировать одно другим уже не получится.
● Преследуя цели «озеленения» экспортных проектов в Арктике за счет компенсаций по проектам внутрироссийской ориентации важно разрабатывать не только рестрикции , но и стимулы. Должна быть позитивная мотивация для игроков, а не только стимул избежать проверки и штрафа от Росприроднадзора.



Юлия Алферова
Генеральный директор АНО «Национальное агентство развития предпринимательства»
● Среди важных и необходимых решений, прямо влияющих на миграционный тренд и на динамику занятости в МСП, следует назвать необходимость поддержки женского предпринимательства.
● Во-первых, 90% социальных бизнес-проектов находятся в руках женщин; во-вторых, у женщин есть большой запрос на получение дохода от любимого дела и на реализацию себя в бизнесе; в-третьих, занятость женщины в бизнесе на территории Арктической зоны в огромной степени определяет настоящее и будущее ее семьи.
● Решения о смене места жительства в меньшей степени будет приниматься семьей, когда, например, муж служит, жена занимается своим любимым делом, а ребёнок получает дополнительные компетенции у профессиональных местных преподавателей, мастеров, часто являющихся самозанятыми.
● Таким образом, вовлечение в предпринимательскую деятельность женщин Арктики, в том числе как самозанятых, имеет четкий и прогнозируемый позитивный социально-экономический эффект.


Владимир Маслобоев
Советник руководителя ФИЦ КНЦ РАН (Апатиты, Мурманская область)
● Основные риски в Арктической зоне РФ:
— Неравномерность распределения ресурсов.
— Моноспециализация хозяйства и моноструктурный характер региональной экономики в целом.
— Сырьевая экспортно-ориентированная модель развития.
— Незначительная доля продукции с высокой добавленной стоимостью.
— Наличие инфраструктурных ограничений для роста (в т.ч. неразвитость транспортной, энергетической, промышленной, сервисной инфраструктуры и низкая инновационность).
— Доминирование отраслевого подхода.
— Низкий уровень координации между видами экономической деятельности.
— Значительный уровень риска для инвесторов.

● Драйверами развития экономики Арктики являются: добыча полезных ископаемых (углеводороды, твердые полезные ископаемые) на арктическом шельфе и материковой части; функционирование Северного морского пути; добыча и рациональное использование биоресурсов.
● Необходимо обеспечить системную работу в сфере развития науки и технологий. Внедрить механизм формирования стратегической повестки исследований и разработок, обеспечивающих обоснованное принятие управленческих решений. Определить перечень наиболее актуальных задач и проектов для конкурсной реализации университетами, НИИ. Обеспечить работу всех элементов программы исследований и разработок по арктической проблематике и мониторинг реализации проектов развития.
● Арктике нужны специализированные новые технологии и инновации, ориентированная на Арктическую зону наука.


Сергей Неустроев
Первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)
● Обеспечение населения Арктики основными жизненно важными товарами — важнейшая задача. На ее решение направлен план мероприятий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.04.2021 № 966-р. План предусматривает развитие инфраструктуры Северного морского пути; расширение возможностей судоходства по рекам Арктической зоны; разработку схемы обеспечения транспортной доступности населенных пунктов Арктики, не имеющих связи с сетью автомобильных дорог общего пользования; разработку механизма господдержки завоза топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях.
● Под руководством главы Республики Саха (Якутия) в июле 2020 года была создана рабочая группа по данному комплексу вопросов. Анализ показал, что завоз, осуществляемый госпредприятиями, составляет лишь 10,2% от объемов, установленных Законом РС(Я) «О потребительской корзине в РС(Я)», и 9,3 % от рекомендаций Минздрава РФ. При этом объем завоза с господдержкой определяет ценообразование только для продуктов длительного хранения, а по остальным категориям ценообразование устанавливается на рыночной основе.
● По инициативе Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) сформированы предложения по ликвидации пробелов в продовольственном законодательстве; совершенствованию законодательства с учетом критерия труднодоступности в обеспечении продовольственной безопасности субъектов РФ; смягчению требований федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ликвидации разночтений и дублирования правовых норм, устанавливающих перечни социально значимых продовольственных товаров.
● В республике введены ряд изменений в сфере лекарственного обеспечения. Начал реализоваться межведомственный проект по продовольственному обеспечению Арктической зоны с рациональным сочетанием производства местной продукции и завоза продовольствия.
● Создается сеть торгово-логистических центров в 13 арктических районах с современными складскими помещениями и дополнительной функцией по приему-закупу местной продукции арктических поселений. Это позволит обеспечить круглогодичное гарантированное снабжение населения Арктики продовольственными товарами, снизит на 10-15% их стоимость, повысит эффективность средств поддержки завоза.
● Совместно с Федеральным агентством по государственным резервам планируется реализовать проект по завозу социально значимых продовольственных товаров для жителей арктических и северных районов. Агентство готово предложить республике качественные, сертифицированные товары с длительным сроком годности по фиксированной цене. В 2021 году планируется провести выпуск продуктов питания через оператора Росрезерва – ОАО «Якутопоторг» для того, чтобы обеспечить своевременные поставки в труднодоступных и отдаленных населённых пунктах. В дальнейшем возможно масштабирование проекта и в другие регионы, с участием Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.


Евгений Колганов
Директор Центра корпоративного обучения ГАУ ДПО «Высшая школа инновационного менеджмента при главе Республики Саха (Якутия)»
● Осенью 2020 года была запущена новая программа профессиональной переподготовки «Управление развитием Арктики». Цель программы – подготовка высококвалифицированных управленческих кадров для арктических районов Якутии с учетом региональной специфики и потребности в профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.
● Преподавателями программы стали эксперты Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), представители МГУ им. М.В.Ломоносова, РАНХиГС, СВФУ, ВШИМ при главе РС(Я) и др.
● В июне 2021 года студенты первого выпуска защитили итоговые аттестационные работы – это были не дипломные работы в традиционном смысле, а полноценные арктические проекты развития.


Мария Питухина
Ведущий научный сотрудник отдела региональной экономической политики Института экономики КарНЦ РАН, профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений ПетрГУ, научный руководитель проекта Arctic Demography Index
● В рамках Арктического совета реализуется проект Arctic Demography Index, куда от России входит Петрозаводский государственный университет как головной вуз, от Канады — University of Laval, от Норвегии — Nord University.
● В ходе реализации мероприятий проекта создана визуализация демографических показателей для арктических губерний и муниципалитетов Финляндии, Швеции, Норвегии и России с использованием технологий Power BI.
● Инфографические материалы размещены на пяти вкладках с динамической визуализацией на период 2010-2019 годов и возможностями сравнения на уровне регионов и муниципалитетов.
● Часть материалов для визуализации представлены как в виде диаграмм (для коренных малочисленных народов Севера), так и в картографическом исполнении (для плотности населения).


Анна Ридигер
Старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии
● Арктическая морская среда является ареалом распространения множества уникальных видов животных, среди которых наиболее редкими являются белый медведь, нарвал, морж и белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды. Рыбохозяйственный комплекс арктической зоны обеспечивает до 15 % вылова водных биоресурсов и производимой в России рыбной продукции.
● Арктика относится к самым уязвимым регионам мира. Когда мы говорим о повышении средней глобальной температуры на 2 градуса, то для Арктики это означает 5 градусов, а в некоторых местах – до 10. Быстрое таяние льдов может привести к тому, что к концу столетия белые медведи окажутся в очень тяжелом положении, и большая часть животных погибнет. С другой стороны, образуется значительная площадь водной глади, в которой будут обитать ценные виды промысловых рыб.
● Необходимость развития экономики неизбежно приводит к нарушению экологической картины. Одним из решений является искусственное воспроизводство биоресурсов.
● В арктических регионах существуют благоприятные естественные условия для разведения пресноводных и морских видов рыб, имеющих спрос на рынке. Так, в Мурманской области хорошие условия для производства лосося, на севере Красноярского края — для осетра, в Карелии успешно можно разводить форель и сига.
● Разводя рыбу, можно получить сразу несколько продуктов: во-первых, это малек, который пойдет в естественные водоемы для воспроизводства. Это важно, потому что, например, осетр первый раз мечет икру только в 25 лет, а при искусственном разведении можно в короткие сроки поднять численность рыбы. Во-вторых — полноценный товарный продукт.
Экспертный центр "ПОРА"
16 июля 2021
Устойчивое развитие
Александр Воротников
Сергей Никоноров
Алексей Фадеев
Юлия Алферова
Владимир Маслобоев
Сергей Неустроев
Мария Питухина
Анна Ридигер
Евгений Колганов