Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть

Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть

Развитие магистральной ледовой транспортной артерии – системное условие реализации большинства арктических проектов, уверен эксперт ПОРА

Сергей Никоноров, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказывает о том, какие основные шаги предпринимаются для решения важнейшей стратегической задачи России в Арктике – превратить Северный морской путь в новый глобальный транспортный коридор.

Объем перевозок по СМП составляет 33 миллиона тонн в год и постоянно растет. Для реальной конкуренции с Суэцким каналом, по которому перевозят свыше миллиарда тонн грузов в год, нужно построить ледоколы и адаптированный к арктическим условиям флот, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения.

Сейчас проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют пять атомных ледоколов. К 2026 году на воду спустят еще четыре атомных ледокола проекта 22220, к 2027 году – первый ледокол проекта «Лидер». К середине 2022 года планируется разработка технического задания на проектирование и строительство четырех СПГ-ледоколов.

Грузовой флот ледового класса к 2030 году хотят увеличить более чем в три раза. Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза.

Развивать флот, например, планируют «Норникель» и «Росатом»: в апреле 2023 года компании подписали соглашение, подразумевающие реализацию проектов по судостроению, развитию атомного ледокольного флота.

До 2025 года для контроля ледовой обстановки запустят три радиолокационных спутника – один для метеорологического мониторинга, четыре космических аппарата для обеспечения интернетом и спутниковой связью. Один спутник для метеорологического мониторинга уже вышел на орбиту.

Для обеспечения надежности и безопасности судоходства по Севморпути создадут спасательные станции в Тикси, Певеке, Сабетте и Диксоне. Уже закуплена необходимая авиационная техника. На эти задачи до 2026 года выделили 37 миллиардов рублей.

Из 18 портов на трассе СМП сейчас модернизируют три: Певек, Мурманск и Архангельск. До 2024 года планируют переоборудовать еще четыре. Идет строительство терминала «Енисей», терминала «Утренний» в порту Сабетта и порта «Бухта Север» на Таймыре. К 2024 году их введут в эксплуатацию, и суммарный грузооборот портов Севморпути составит 85 миллионов тонн.

Для улучшения наземной транспортировки грузов порты Севморпути хотят соединить с системой железных дорог.

Новым этапом в развитии СМП станет запуск регулярных контейнерных перевозок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, а также запуск в 2023–2024 годах круглогодичной навигации.

Кроме того, в России создадут «цифровой двойник» для мониторинга и контроля северного завоза с использованием механизма арктической концессии.

Всё это поможет улучшить качество жизни людей в населенных пунктах вдоль трассы Севморпути и поможет превратить эту магистраль в международно значимую транспортную артерию.

Эксперты ПОРА – о малом и среднем предпринимательстве как факторе развития Арктики:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр «ПОРА»
23 ноября 2023
Комментарии экспертов
Сергей Никоноров