В Воркуте обсудили ГЧП

Фото: vorkuta-ice.ru

В Воркуте обсудили ГЧП

14 мая в Воркуте прошло второе выездное заседание Комиссии Ассоциации менеджеров России по Арктике. Корпорации - участники АМР поделились своим опытом организации государственно-частных партнёрств (ГЧП), направленных на решение задач социально-экономического развития Арктики, сообщает официальный портал администрации Республики Коми.

Координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников выступил с докладом «Реализация Стратегии развития Арктики до 2035 г. Актуальные возможности взаимодействия государства и бизнеса». «Развитая инфраструктура определяет качество жизни в Арктике. И для этого важно использование при реализации инвестиционных проектов в Арктике различных форм взаимодействия государства и бизнеса : контракт жизненного цикла. энергосервисный контракт, финансирование за счет отложенных налоговых платежей, и конечно классического ГЧП, включая концессии. Это требует соответствующих новаций в нормативно-правовом регулировании. Также на заседании была затронута важная проблема. Евгения Лясковская, депутат Государственного Совета Республики Коми, очень эмоционально, но очень конкретно, высказалась о проблеме профориентации молодежи, в чем я ее полностью поддерживаю! Во многих регионах АЗРФ (Якутия, Архангельская область, ЯНАО такая работа ведется системно» - говорит Александр Воротников.

В заседании Комиссии под руководством первого заместителя исполнительного директора Ассоциации Вадима Ковалева приняли участие заместитель Председателя Правительства Республики Коми Ирина Бахтина, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, глава города Ярослав Шапошников. Обсуждение темы, в том числе в онлайн-формате, поддержали представители руководства «Интеррос», «Северсталь», «Норникель», «Лукойл-Коми», «Газпром Трансгаз Ухта», «Русатом Карго», «ВЭБ.РФ», Проектного офиса развития Арктики, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и Национального центра ГЧП.

Представители корпораций, поделившиеся собственным опытом использования механизмов ГЧП в Красноярском крае, Мурманской и Архангельской областях, Республиках Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, оказались единодушны во мнении, что одним из ключевых условий, обеспечивающих высокую деловую и инвестиционную активность, являются общие и при этом постоянные («константные»), прозрачные правила «двустороннего движения», на которые мог бы ориентироваться бизнес, приступая к реализации масштабных инфраструктурных проектов как в индустриальной, так и в социальной сфере.

В настоящий момент Минвостокразвития России инициирует запуск такого формата ГЧП, как «арктическая» или «дальневосточная концессия», которая сочетает в себе и функцию «единого окна», обеспечивающего взаимодействие инвесторов, заинтересованных в создании объектов промышленной инфраструктуры, с федеральными и региональными органами власти, и своего рода «инвестиционный акселератор» — помощь потенциальным инвесторам и регионам в качественной и оперативной подготовке проектов концессионных соглашений, выносимых на рассмотрение правительственной комиссии.

В свою очередь, Фонд развития моногородов готов выдавать невозвратные субсидии (95% от стоимости проекта) на создание объектов инженерной инфраструктуры, которые после завершения строительства могут быть переданы на баланс субъекта Федерации либо города. Предусматриваются на эти цели и возвратные льготные займы на срок до 15 лет (не более 80% от стоимости проекта) — для малого бизнеса (проекты стоимостью от 5 до 250 млн. рублей) с нулевой процентной ставкой, для среднего (проекты стоимостью до 1 млрд. рублей) — со ставкой 5% годовых. Главный управляющий партнёр по городскому развитию ВЭБ.РФ, генеральный директор Фонда развития моногородов Ирина Макиева отметила, что к настоящему моменту от моногородов Воркута, Жешарт и Емва заявок на получение мер поддержи не поступало. От моногорода Инта 2 заявки находятся на стадии обсуждения.

Проблема, на которую участники совещания ссылались как на одну из основных, затрудняющих принятие решение о новых инвестпроектах и их реализацию, – миграционный отток населения, из-за которого на местном рынке труда сформировался дефицит высококвалифицированных кадров. Решение этой проблемы, по мнению участников, должно взять на себя государство, расширяя сеть филиалов профильных университетов в регионах. Это не только поможет компаниям в быстром и качественном подборе кадров, но и приостановит выезд молодых людей за пределы арктических территорий с целью получения высшего образования, будет способствовать их самореализации и раскрытию личностного потенциала в родных городах.

– Вопросы, которые мы сегодня поднимаем, особенно актуальны для Воркуты, – обозначил Ярослав Шапошников. – В настоящее время развитие Арктики с помощью различных механизмов действующего законодательства становится реальным процессом. Безусловно, их необходимо применять в нашем городе, где есть все необходимое для этого – заинтересованные и ответственные люди, энергоресурсы, свободные территории и команда, которая готовит муниципалитет для реализации различных инвестиционных проектов. Уверен, что совместными усилиями мы выполним поставленные задачи, в том числе, непосредственно в Воркуте.

В свою очередь, Ирина Бахтина отметила, что в сложившихся реалиях каждый из арктических регионов выбирает свою модель социально-экономического развития – где-то под эгидой «На Севере жить», где-то — на основе вахтового метода, обеспечивающего интересы конкретной стадии «жизненного цикла» опорных промышленных предприятий. В Республике Коми единой модели быть не может, поскольку социально-экономическая ситуация даже в арктических муниципалитетах совершенно разная. Она попросила руководителей таких муниципалитетов совместно с Минэкономразвития Республики активизировать работу с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и Корпорацией «ВЭБ.РФ» по подготовке заявок на меры поддержки инфраструктурных инвестиций.
Экспертный центр "ПОРА"
17 мая 2021
Экономика