Александр Балобанов – о нацпроектах как элементе системы стратегического управления развитием арктических регионов

Александр Балобанов – о нацпроектах как элементе системы стратегического управления развитием арктических регионов

Основным направлением усилий должна стать координация задач стратегического развития Арктики с задачами разрабатываемых национальных проектов; эту работу нужно проводить при разработке стратегии пространственного развития России

 

Новый цикл работы над национальными проектами, который был запущен в мае 2024 года с выходом президентского указа о национальных целях развития – повод обратиться к системе стратегического управления развитием Арктики в целом, полагает эксперт ПОРА Александр Балобанов, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики ИОН РАНХиГС.

«Проект, даже национальный, – это всегда относительно локальная конструкция, система действий, ориентированная на достижение конкретного результата. Говоря об управлении развитием крупного объекта (макрорегиона!), нельзя не думать о связках проектов. Каждый из них направлен на достижение своих целей, но максимальный эффект они в состоянии дать в своей совокупности, которая может оказаться как синергетически усиливающей действие отдельных проектов, так и ослабляющей из-за несогласованности или конкуренции разных проектных решений.

Такая синергия проектов может строиться на уровне программ развития. А поверх программ располагаются стратегические ориентиры и решения, определяющие ключевые направления развития.

Все эти уровни организации управленческой работы, ориентированной стратегическим целеполаганием, требуют взаимного согласования. Как достигать его в отношении такого региона как Арктика, когда разные документы, определяющие стратегическое целеполагание и управление, формируются большим количеством разных субъектов управления: учреждениями федерального уровня, субъектами федерации, корпорациями? А есть еще и международный уровень и, на другом полюсе, – уровень местного самоуправления и местных инициатив.

В указе президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» про Арктику не сказано ничего, что естественно для документа такого типа. Достижение представленных в указе целей должны обеспечить будущие национальные проекты, которые поручено разработать правительству России до 1 сентября текущего года. С точки зрения стратегического управления развитием региона, ключевой вопрос – это вопрос реализации разрабатываемых таким образом проектных инициатив, вопрос о том, где и как будет располагаться и удерживаться стратегический фокус соответствующей управленческой деятельности.

Очевидно, что основными центрами реализации национальных проектов выступают профильные федеральные министерства и далее субъекты федерации. Как соотнести эту деятельность со стратегическими и программными ориентирами развития Арктики, заданной соответствующими документами? И кто может выступить центром работы по координации усилий, направленных на такое соотнесение? Государственная комиссия по вопросам развития Арктики? Минвостокразвития?

Представляется, что одно из важнейших направлений такого рода усилий – это разработка стратегии пространственного развития Российской Федерации, которая, согласно упомянутому указу, должна быть утверждена до 31 декабря текущего года. Возможно, сегодня это – основное направление усилий по координации задач стратегического развития Арктики с задачами разрабатываемых национальных проектов».


Эксперты ПОРА – о реализации Национальных проектов в АЗРФ:

Читайте также:

Национальные проекты в Арктике: успехи и сложности. На заседании дискуссионного клуба ПОРА эксперты обсудили реализацию нацпроектов в Арктической зоне

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр «ПОРА»
24 мая 2024
Комментарии экспертов
Александр Балобанов