Анна Ридигер – о новом законопроекте о выявлении и ликвидации нелегальных свалок

Анна Ридигер – о новом законопроекте о выявлении и ликвидации нелегальных свалок

Устранение и рекультивация накопленного экологического вреда весьма важна для Арктики; предлагаемые законодательные нововведения позволят интенсифицировать эту работу

 

Деятельностью по ликвидации прошлого экологического ущерба в Арктике — одна из важнейших и наиболее срочных экологических задач. Правительство РФ в начале апреля 2024 года представило очередную версию законопроекта о выявлении и ликвидации нелегальных свалок. Как этот документ соотносится с задачами, которые предстоит решать в АЗРФ, поясняет эксперт ПОРА Анна Ридигер, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ВНИРО», заместитель директора Национального комитета экологической безопасности.

«Арктическая зона РФ является наиболее чувствительным к загрязнению окружающей среды макрорегионом. Вопрос антропогенного воздействия на природную среду в Арктике стоит очень остро из-за высокой уязвимости геосистем и низкой способности к восстановлению характерных для региона ландшафтов. Актуальность проблем образования и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в Арктической зоне не теряет своей силы на протяжении последних трёх десятилетий.

Помимо экологического вреда от промышленного воздействия, всё большую остроту приобретают проблемы отходов, образовывающихся и в результате потребления и образование свалок ТКО. Непрерывное увеличение объёмов ТКО (как в абсолютных величинах, так и на душу населения), усложнение их состава, который включает в себя всё большее количество экологически опасных компонентов, привели к актуализации и пересмотру традиционных способов обращения с ТКО на всех уровнях.

В частности, в восстановлении нуждается уязвимая природа российских арктических островов. Многие из них уже давно стали заповедными зонами, но продолжают страдать от бытовых и военных свалок 70-летней давности. В пределах российского сектора Арктики расположены сотни островов общей площадью около 200 тыс. кв. км. Здесь более 70 лет работали метеостанции, установки для разработки месторождений, военные объекты, с материка регулярно поставлялось оборудование и продовольствие. Это привело к образованию на островах Арктики огромных мусорных свалок. Наиболее загрязненными остались архипелаг Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова и остров Врангеля (ныне — заповедная зона).

В настоящее время правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в нашей стране определены федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». ФЗ содержит 8 глав и 31 статью.

Тема несанкционированного складирования ТКО – особенно актуальна и болезненна для большинства регионов страны. И меры, принимаемые до настоящего времени, не являются достаточными для предотвращения образования несанкционированных свалок. Со времен появления федерального закона «Об охране окружающей среды» и экологических глав в Уголовном кодексе и Кодексе об административных нарушениях есть все механизмы борьбы со свалками, как легальными, так и нелегальными.

Для решения сложной задачи борьбы с этим явлением необходимо выявление незаконных свалок, определение ответственных за их создание, нахождение и ликвидацию, а также определение источника финансирования устранения свалок и последующей рекультивации (возмещения нанесенного вреда).

Еще в августе 2023 Минприроды России предложило закрепить все обязанности по ликвидации незаконных свалок за регионами и муниципалитетами. Для этого предусматривалась обязанность властей регионов выявлять и устранять незаконные свалки вне зависимости от того, в чьей собственности находится та или иная территория. Финансировать эту работу предполагалось за счет платы на окружающую среду, зачисляемой в бюджеты регионов; административных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам. Борьба со свалками должна стать приоритетным направлением для использования этих средств, наряду с ликвидацией накопленного вреда природе.

«Принадлежность» свалок по принципу их расположения

Очевидно, что порядок на территории – ответственность ее владельца. Поэтому необходимость выявления и ликвидации несанкционированных свалок должна быть четко обозначена во избежание их невыполнения и прописана процедура составления акта выявления места незаконной свалки и направления его тем, кто свалку создал, или собственникам земли.

Правительство РФ разработало новую версию законопроекта о выявлении и ликвидации нелегальных свалок, благодаря которой полномочия муниципальных и региональных властей будут разграничены. Устанавливается понятие «несанкционированная свалка отходов», определяются полномочия по установлению порядка выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов, а также по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов, землях, находящихся в муниципальной собственности, а также землях, государственная собственность на которые не разграничена. В границах населенных пунктов полномочия будут отданы органам местного самоуправления (МСУ), а за их пределами – региональным властям. Исключениями станут свалки в границах участков, используемые для деятельности Вооруженных сил (должны выявляться Минобороны или подведомственными ему организациями) и на территориях участков, предоставленных ФСБ (должны выявляться в рамках «проводимого подразделением данного органа» земельного или экологического надзора). Это предложено прописать в ст.27.1 «Порядок выявления мест несанкционированного складирования ТКО». Процедура составления акта выявления места незаконной свалки и направления его «виновникам» или собственникам земли относится к этой же статье.

Устранение свалок и рекультивация

Часто возникавший вопрос, кто ликвидирует свалку и устраняет последствия (рекультивирует земли) и кто и как финансирует эти мероприятия, напоминает знаменитые «кто виноват» и «что делать».

Проект закона предусматривает в ст. 27.2 «Ликвидация мест несанкционированного складирования ТКО» обязать создавших свалку и/или собственников, землепользователей, арендаторов в течение 30 дней после направления акта о выявлении свалки ее ликвидировать. Что будет в противном случае? Например, если нет сведений о виновниках или собственниках, органы МСУ или региональные власти (в зависимости от места расположения участка) должны ликвидировать свалку в течение двух лет. Органы, которые организовали ликвидацию свалок, вправе требовать возмещения расходов от тех, кто создал свалки, а если таких данных нет – от собственников или правообладателей земель.

Поправки затронут незаконные свалки объемом 5 куб. м и более.

Рекультивация земель – следующий этап после ликвидации свалки – производится в соответствии с земельным законодательством, а возмещение вреда окружающей среде – в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Ожидается, что закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2025 г. В течение трех месяцев после этого Минприроды сформирует межведомственную комиссию по рассмотрению информации о местах нелегальных свалок, включенных в госреестр объектов накопленного вреда окружающей среде. В ее состав войдут представители регионов, Минприроды и др. До 1 января 2026 г. комиссия рассмотрит информацию о нелегальных свалках и примет решение об исключении информации о такой свалке из реестра или сохранении в нем.

Для экологически «хрупких» и чувствительных арктических территорий законодательная защита природы очень важна, поскольку это касается не только экологической картины Заполярья, но и перспектив развития региона, повышения уровня жизни КМНС. Учитывая стратегические планы социально-экономического развития регионов АЗРФ, предлагаемые дополнения очень актуальны».


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
8 апреля 2024
Комментарии экспертов