Арктика сегодня: финны рвутся на СМП

Арктика сегодня: финны рвутся на СМП

Арктическая транспортная инфраструктура интересует не только Россию. Э. Хокканен, представитель финской ледокольной компании Arctia, заявил, что Финляндия готова оказывать России ледокольные услуги в Арктике на Северном морском пути. О чём, собственно, речь? Постараюсь пояснить. В 2014 году Россия и Финляндия заключили межправительственное соглашение о ледокольной проводке судов в Балтийском море. Логика соглашения заключалась в том, чтобы максимально рационально использовать ресурсы ледокольных флотов сторон. Например, в том случае, если ледовая обстановка у одной из стран-участниц сложная, а собственных сил на её преодоление здесь и сейчас не хватает, и при этом у другой страны-участницы имеются вакантные ледоколы, последняя помогает ими стороне, испытывающей затруднения, и наоборот. Соглашение, скажем так, удобное и взаимовыгодное, почему Россия его и ратифицировала в 2015 году. Тут надо упомянуть вот о чём. Когда мы говорим «финские ледоколы», то имеем в виду ледокольный флот (состоящий из восьми судов) вышеупомянутой компании Arctia, которая является финским государственным оператором. А теперь, стало быть, эта Arctia нам предлагает распространить балтийское соглашение на СМП либо подписать какой-то отдельный договор по финскому участию в проводке судов вдоль арктического побережья РФ. В целом, это сообщение подтверждает то, о чём мы уже долго говорим: СМП постепенно превращается в новый транспортный маршрут со всё более выраженной международной коммерческой составляющей. И тенденция эта будет только углубляться. Поэтому вполне логично, что рачительные финны стремятся застолбить за собой нишу на этом новом рынке перевозок. В наших ли интересах такое сотрудничество? Думается, вполне. Мало того, что финское участие будет способствовать развитию СМП и приносить России прибыль, оно создаст ещё одну сферу межгосударственной кооперации и задел на развитие российско-финских отношений в будущем.
1 марта 2018