Олег Холодов – о будущем северного завоза в НАО: «Больше вопросов, чем понимания»
Что показал 2024 год в плане процедур северного завоза для Ненецкого автономного округа и каковы ожидания региона на следующий год
Северный завоз в 2024 году осуществлялся согласно новому закону, вступившему в силу с 1 апреля. О том, как процесс выглядит с точки зрения одного из арктических регионов, рассказывает заместитель главы администрации Заполярного района Ненецкого автономного округа Олег Холодов.
Для нашего округа северный завоз всегда был ограничен рамками поставки только топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Мы завозим довольно узкий перечень товаров – это нефтепродукты, уголь, дрова, брикеты. Завозить медикаменты, продукты или стройматериалы именно в рамках северного завоза НАО не приходится, в отличие от востока страны.
Сначала грузы привозятся железнодорожным транспортом в два порта – Печора и Архангельск. Мы снабжаем часть населенных пунктов, находящихся на реке Печора, через одноименный порт, а все, что касается морских перевозок, реализуется через порт Архангельск.
Что касается морского и речного флота, выбор перевозчиков у нас небогатый. В нашей практике был случай, когда подрядчик попытался в целях экономии найти перевозчика в других регионах. Не получилось. В результате потерял много времени и в итоге был вынужден вернуться к местным перевозчикам. Таким образом, на сегодняшний день маленькое число логистических компаний – это «узкое» место. Пока все работает стабильно. Но, рассматривая ситуацию стратегически, если что-то случится с этими перевозчиками, то у нас могут возникнуть проблемы.
О новом законе о северном завозе: хотелось бы лучше понимать, в каком объеме будет возможна компенсация из федерального бюджета затрат на поставку грузов в рамках северного завоза. Завоз обходится нам очень дорого. В 2024 году относительно небольшие объемы грузов, которые завозит НАО в рамках северного завоза, обошлись почти в 2 млрд рублей. Все это серьезным бременем ложится на региональный бюджет, т.к. около 90% стоимости тепловой и электрической энергии, угля для населения в округе субсидируется из окружного бюджета, все бюджетные учреждения на селе оплачивают коммунальные услуги, в тарифе которых, в том числе, «сидят» затраты на топливо и его доставку. Поэтому если в рамках этого нового закона часть затрат возьмет на себя федеральный бюджет, будет очень хорошо. Хотя бы затраты на перевозку, чтобы мы уравняли стоимость ТЭР с центральной Россией. Сегодня с перевозкой дизтопливо нам обходится на 70% дороже, уголь – в 2,5 раза.
Еще одна важная деталь для НАО – использование разных видов транспорта. Мы везем груз сначала железной дорогой, потом морем или рекой. Закон если и предусматривает какую-то компенсацию стоимости перевозок, то только морским транспортом. Это снижает его значимость для нас.
Еще один непонятный момент – насколько я помню, компенсация предусматривается только для перевозчиков регионального оператора. Какой будет эта структура, пока непонятно. Как сложатся отношения наших северных перевозчиков с оператором, захотят или смогут ли они попасть в реестр, непонятно. Если нет – никакого снижения затрат у нас не будет. На сегодня – больше вопросов, чем понимания.
Эксперты ПОРА – о реализации северного завоза в 2024 году:
- Сахамин Афанасьев – о сложных моментах реализации северного завоза в 2024 году
- Мария Перова – о выполнении северного завоза в 2024 году
- Виктория Пестова – о реализации северного завоза в Архангельской области в 2024 году
- Олег Холодов – о будущем северного завоза в НАО: «Больше вопросов, чем понимания»
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.