Развитие Севморпути обсудили на Морском конгрессе

Фото: «НЕВА Интернэшнл»

Развитие Севморпути обсудили на Морском конгрессе

Генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин выступил модератором сессии «Развитие Большого Северного морского пути: маршрут построим» на Всероссийском морском конгрессе, который был организован 24-25 сентября 2024 года в Москве компанией «Нева Интернэшнл». В ходе мероприятия представители различных организаций, задействованных в развитии СМП, поделились свежей статистикой грузоперевозок на этом маршруте и своим видением успехов и сложностей развития мегапроекта.

«Думаю, ни у кого не возникнет сомнений, что Северный морской путь крайне необходим для развития нашей страны и вообще её существования. Что бы ни происходило, Северный морской путь - это часть нашего национального кода, и никуда мы от него не денемся. Севморпуть “сшивает” нашу страну, делает её единой, обеспечивает вывоз экспортно-ориентированных грузов и северный завоз грузов первой необходимости», – сказал Максим Данькин.



Генеральный директор ПОРА Максим Данькин. Фото: «НЕВА Интернэшнл»

Как сообщила руководитель направления финансового моделирования Востокгосплана Наталья Самонова, все проекты, связанные с развитием Северного морского пути, в перспективе до 2035 года могут обеспечить от 12 до 21 трлн рублей налоговых поступлений. В то же время экономический эффект для регионального валового продукта может составить от 30 до 58 трлн рублей, считает эксперт.

Партнером сессии и Морского конгресса выступила госкорпорация «Росатом». Руководитель проекта Дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Сергей Чемко рассказал, в частности, о том, что удалось достичь скорости доставки груза в 22 дня между Санкт-Петербургом и Владивостоком, что сравнимо с доставкой контейнерными поездами. «В этом году у нас очередь из грузовладельцев, которые хотят использовать каботажные маршруты», – сообщил Чемко. По его словам, это лучший показатель востребованности маршрута. По мнению представителя Росатома, большие перспективы открываются перед так называемыми меридиональными транспортными коридорами – это перевозки по рекам, например, по Енисею, Оби и Лене. Он также напомнил, что сегодня для Арктики строятся 5 новых ледоколов, которые обеспечат в регионе круглогодичную навигацию.

Член Общественного совета при Минвостокразвития России Юлия Зворыкина считает, что сдерживающий фактор для развития СМП – отсутствие бункеровочной инфраструктуры и стандартов использования альтернативного топлива. По ее словам, инфраструктура для заправки альтернативным топливом позволит не только привлечь на маршрут СМП современные суда для работы, но и зарабатывать значительные суммы на бункеровке. На Севморпути в принципе важна стандартизация, уверена Зворыкина: каждый грузовладелец без участия экспедитора должен уметь спланировать маршрут, для этого необходимы расписание и тарифы на грузоперевозку. Это запрос времени, который сложился еще до ковида. Также России важно иметь опорные порты в других странах, такие есть у всех морских держав, отмечает эксперт.

О том, как в Арктике развивается спасательная инфраструктура, рассказал заместитель директора департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Тимофей Сулима. Сегодня МЧС открывает в арктических регионах многофункциональные спасательные центры, которые уменьшают время реагирования в случае чрезвычайных ситуаций. До недавнего времени спасательные вертолеты отправлялись в высокие широты с дальних аэродромов, находящихся порой вне АЗРФ. Сегодня в Арктике уже открыто несколько центров, где базируется спасательная авиация. До 2026 года в Арктике появятся 9 вертолетов Ми-38ПС, которые обеспечат 5 таких спасательных центров. Они имеют дальность полета туда-обратно не менее 1500 км, рассказал Сулима.

Генеральный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Шабалин затронул животрепещущий вопрос экологии Севморпути. По его словам, у России много данных, позволяющих оспорить тезисы печально знаменитого Arctic Shipping Corporate Pledge (скандальный документ, призывающий из экологических соображений не пользоваться арктическими морскими маршрутами - прим. ред). В частности, углеродный след при перевозках грузов по СМП на 30% ниже, чем при перевозках через Суэцкий канал, заявил Шабалин.

Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, сенатор от Приморского края Людмила Талабаева уверена, что СМП должен использоваться для того, чтобы дальневосточные регионы могли снабжать центральную часть России более дешевой и качественной рыбой. По ее словам, на Дальнем Востоке производится и добывается около 70% российской рыбы и морепродуктов, и СМП потенциально может сократить время их перевозки. К тому же он обладает большей пропускной способностью в сравнении с ограниченной пропускной способностью РЖД.

Наконец, заместитель начальника Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического института (ААНИИ) Анастасия Бельгесова поставила точки над i в вопросе таяния арктических льдов. С XIX века до 1996 года в Арктике практически в 100 раз сократился ледовый покров, но с этого момента процесс затормозился, несмотря на повышение температуры воздуха. В 2023 году площадь арктического льда составила 310 тысяч квадратных километров, привела цифры сотрудник ААНИИ. Лед в Арктике в ближайшие десятилетия останется, и именно поэтому создание арктических ледоколов необходимо, подытожила эксперт.



Фото: «НЕВА Интернэшнл»
Экспертный центр «ПОРА»
26 сентября 2024
Транспорт и логистика
Максим Данькин