Сергей Никоноров: как привлечь страны БРИКС к развитию Севморпути

Сергей Никоноров: как привлечь страны БРИКС к развитию Севморпути

Эксперт ПОРА перечисляет несколько шагов, которые позволят странам БРИКС активнее использовать преимущества Северного морского пути


В Казани 22–24 октября прошел XVI Саммит БРИКС, по итогам которого была подписана Казанская декларация, отразившая совместные позиции стран-участников. В одном из ее пунктов речь идет об идее создания логистической платформы для координации и совершенствования транспортных услуг в целях обеспечения мультимодальной логистики между странами БРИКС. Многие страны-участницы объединения БРИКС и страны-наблюдатели заинтересованы в развитии Северного морского пути, подчеркивает эксперт ПОРА Сергей Никоноров, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Северный морской путь дает существенные экономические выгоды. По словам президента России, у нашей страны самый мощный ледокольный флот в мире: 7 атомных, 34 дизельных ледокола, а также скоро сойдет с верфей ледокол – лидер, который будет способен работать в Арктике круглогодично и ломать под собой лед любой толщины.
Помимо расширения ледокольного флота, модернизируются спутниковые группировки, создается новая железнодорожная и автомобильная инфраструктура для обслуживания Севморпути.
В 2023 году по Севморпути было перевезено 36 млн тонн грузов. В 2024 году прогнозируется перевозка 40 млн тонн. Основная масса – это углеводороды. Для того, чтобы страны БРИКС могли активнее использовать преимущества Северного морского пути, следует сделать несколько шагов:
1.⁠ Регионам АЗРФ необходимо больше работать над созданием товаров и продукции с высокой добавленной стоимостью.
2.⁠ ⁠Для этого необходимо методологически доработать Стратегию развития Арктики, инкорпорировав в нее план развития Севморпути до 2050 года. Стратегия должна носить скользящий характер с инкорпорированием индикативного планирования.
3.⁠ ⁠В рамках БРИКС создать кооперационный каркас проектов, позволяющим странам-участницам и наблюдателям принимать участие в инвестиционном, организационном и ином сопровождении развития российской Арктики и Севморпути.
4.⁠ ⁠⁠Создать подобный кооперационный каркас среди регионов российской Арктики, Дальнего Востока и Сибири.
5.⁠ ⁠Провести сценарии климатических изменений в российской Арктике. Выработать совместные решения для каждого из климатических сценариев.

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
31 октября 2024
Комментарии экспертов
Сергей Никоноров