Сон детей

Исследование сна и бодрствования детей в Арктике проводилось при грантовой поддержке Экспертного центра «ПОРА». Эксперты обследовали больше 1000 детей в возрасте от 7 до 12 лет, проживающих на Крайнем Севере от Мурманской области до Таймыра.

Гернет Николай/GeoPhoto.ru

Проект посвящен изучению физиологических особенностей сна у наименее психологически подготовленных людей – детей и подростков. Руководитель проекта – Михаил Полуэктов, президент Национального общества специалистов по детскому сну, вице-президент Национального общества по сомнологии и медицине сна, член Правления Российского общества сомнологов и Российского общества исследователей сновидений. Участники проекта исследовали влияние климата и иных особенностей Заполярья на сон и работоспособность детей.

Миловский Алекс/GeoPhoto.ru

Сон является восстановительным процессом для головного мозга и всего организма. Недостаток сна у детей приводит к отставанию в развитии, нарушению памяти, расстройствам нервной и остальных систем организма. Качество сна напрямую зависит от окружающей среды и продолжительности светового дня. При этом учеными доказано, что полярный день оказывает на организм более негативное влияние, чем полярная ночь.

Благодаря данным исследования были выявлены такие нарушения сна, как, прежде всего, пробуждения среди ночи и низкая субъективная оценка продолжительности сна.

Достаточно высок коэффициент встречаемости нарушений сна среди подростков. Чаще всего нарушения наблюдаются у детей, регулярно принимающих лекарственные препараты в связи с хроническими заболеваниями. Употребление напитков, содержащих кофеин, ассоциировано с частыми пробуждениями ночью и ночными кошмарами.

У подавляющего большинства школьников (80 %) продолжительность сна в будни меньше средних рекомендованных показателей (8–10 часов). Отмечено выраженное различие между длительностью сна в будни и в выходные дни. Этот феномен носит название «социальный джетлаг».

Исследователи обращают особое внимание на зависимость успеваемости от характеристик сна. Школьники и студенты, получившие более высокий средний балл, имеют и более высокие показатели эффективности сна: они ложатся спать раньше и спят больше, «социальный джетлаг» у них выражен меньше, чем у сверстников, имеющих более низкую успеваемость.

По результатам исследования были разработаны рекомендации для снижения негативного влияния климатических и социальных особенностей Севера на детей и подростков.