Фото: Максим Деминов / GeoPhoto
Арктика сегодня. Алексей Чекунков: Севморпуть поможет осуществить «разворот на Восток»
Географической особенностью поворота российских экспортных маршрутов с Запада на Восток станет переориентация большой внешнеторговой логистики на арктические водные пути. Так считает глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, озвучивший свою позицию в интервью газете «Коммерсант» 13 июля 2022 года.
В основе траектории «разворота на Восток» — объективные транспортные реалии, сформировавшиеся на «большой земле». Существующая сухопутная логистика, в том числе железнодорожная, уже не справляется с обработкой потока грузов, следующих с территории РФ покупателям из Юго-Восточной Азии. По словам министра, сегодня дефицит провозных способностей на Востоке России превышает 70 млн тонн, а через три года, согласно подсчетам, он достигнет 150 млн тонн. В Минвостокразвития уверены: решить эту проблему позволят только крупномасштабные морские перевозки, в том числе контейнерные, по Северному морскому пути.
Запуск подобных перевозок – а речь идет о десятках миллионов тонн товаров стоимостью порядка 100 млрд долларов в год – требует значительных инвестиций и системной работы. Прежде всего, стране необходимо последовательно наращивать ледокольный флот. Несколько ледоколов уже строятся, однако этого недостаточно – новые суда надо закладывать уже сейчас. Также требуется строительство транспортных судов ледового класса, производство которых может быть локализовано в России на протяжении 2-3 лет. Важным элементом развития СМП является создание портовой и аварийно-спасательной инфраструктуры. Среди прочих приоритетных составляющих – аварийная связь, коммуникации, покрытие спутниками, прогнозирование ледовой обстановки, гидрометеорология. Все это требует новых капиталовложений: необходимые дополнительные инвестиции по СМП оцениваются примерно в 300 млрд рублей.
Данные реалии найдут свое отражение в соглашении с грузоотправителями и комплексном плане развития СМП, в котором будет зафиксирована полная потребность в ледокольных мощностях. Документы должны быть сформированы и подписаны до 1 августа нынешнего года.
Создание инфраструктуры – в том числе для проектов, географически привязанных к СМП, – востребует дальнейшее расширение механизмов дальневосточной концессии. Они уже зарекомендовали себя в Якутии: их возможности были задействованы для привлечения средств на создание атомных электростанций малой мощности в заполярной части республики и модернизацию инфраструктуры нефтехранилищ. Изучается возможность распространения дальневосточной концессии на всю территорию АЗРФ.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.