Арктика сегодня: арктические акции растут
Арктическая транспортная инфраструктура России всё больше интересует иностранцев. Финский государственный ледокольный оператор выступил с достаточно смелым предложением – объединить услуги ледокольной проводки большинства арктических стран (в частности, России, Финляндии, Канады, США и Норвегии). По мнению этой компании, можно было бы сформировать пул подобных услуг и распределять их через службу-агрегатор наподобие «Убера», или, на наши деньги, «Яндекс-такси». Финны полагают, что это позволило бы снизить издержки грузоперевозчиков и, в целом, сделало бы арктические акватории доступнее для судоходства. В идеале же финская госкорпорация видела бы в Арктике те же схемы международного коммерческого сотрудничества, что и в Средиземноморье, – то есть единообразное регулирование, а также общий рынок труда и единый план развития инфраструктуры. В то же самое время, участники открывшегося сегодня во Владивостоке VIII Российско-корейского форума обсуждали, помимо остальных вопросов, и тему сотрудничества на Севморпути: корейцы, активно экспортирующие в Европу, хотели бы снизить свои расходы, срезав транспортное плечо. Понятно, что СМП ещё далеко до того, чтобы заменить собой Суэц, но это совсем не значит, что над этим не надо работать. Тем более что, как видим, в этом реально заинтересованы очень многие, и сегодняшние новости – дополнительное тому подтверждение.
Стали известны цифры, иллюстрирующие перспективы развития рынка сжиженного природного газа. По сообщению главы международной газовой ассоциации Cedigaz Д. Хюро, спрос на СПГ активно растёт в КНР и Южной Корее (ох, недаром корейцы заговорили о сотрудничестве на СМП). Тому есть веские причины: обе страны повышают долю природного газа в балансе (Китай отказывается от угля, а Корея – от слишком большой зависимости от АЭС). С другой стороны, эту тенденцию в мире хорошо читают, и государства-поставщики СПГ продолжают выкатывать новые мощности. Тем не менее, всё это говорит о том, что русская Арктика, – с её огромными углеводородными запасами и перспективными СПГ-проектами, – становится чем далее, тем более важным козырем нашей страны. Главное – не сбавлять темп.
Александр Стоцкий
16 мая 2018