Арктика сегодня: арктический закон, ледоколы и СМП
В Санкт-Петербурге открылся форум «Арктика: Настоящее и будущее», который обещает стать надёжным поставщиком арктических новостей до конца этой недели. Масштаб мероприятия и тематика обязывают: 2 тысячи участников из 2-х десятков стран мира (включая все государства-члены Арктического совета) будут обсуждать экологию, инфраструктурные проекты, кадровый потенциал Арктики, защиту прав КМНС и многие другие вопросы.
Новостью форума номер один, пожалуй, можно считать комментарии в отношении ключевого закона об Арктике, находящегося на обсуждении парламента уже примерно 5 лет, прозвучавшие из уст представителей власти – первого зампреда думского комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока В. Пивненко и спецпредставителя президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике А. Чилингарова. Как заявила В. Пивненко, на данный момент готов новый вариант этого законопроекта. Он проходит последние согласования в правительстве, и его вскорости внесут в Думу. Учитывая особую важность арктического закона, последняя будет принимать его в специальном порядке: так, ему будут посвящены отдельные парламентские слушания, будут получены заключения от органов исполнительной и законодательной власти, субъектов РФ и общественной палаты, а, помимо профильных комитетов ГД, его рассмотрят и экспертные советы. По мнению А. Чилингарова, текущий проект закона лучше предыдущих вариантов, поскольку содержит усиленную социальную составляющую и, вообще, в большей степени учитывает человеческое измерение развития Арктики. Что же, продолжаем ждать появления законопроекта в Госдуме.
Также поступило несколько важных сообщений по ледокольной тематике. Во-первых, вопрос с финансированием четвёртого и пятого ледоколов проекта 22220, похоже, будет решаться с помощью ГЧП. По словам замглавы росатомовской дирекции развития СМП М. Кулинко, федеральный бюджет обеспечит половину расходов на строительство, а остальную часть покроют «Росатом» и инвесторы. По плану, соответствующие контракты должны быть оформлены в следующем году. Во-вторых, было озвучено видение «Росатома» по составу группировки ледокольных судов на СМП к 2035 году. В неё войдёт 5 ледоколов проекта 22220, 3 «Лидера», 4 ледокола на СПГ и атомоход «50 лет Победы», дорабатывающий до списания (запланированного на 2039 год).
Ну и о грузообороте на СМП. По прогнозам «Росатома», в следующем году этот показатель существенно вырастет. По итогам текущего года грузооборот составит около 18 млн тонн (а это примерно 80% прироста – напомню, что по итогам прошлогодней навигации получилось что-то порядка 10 млн тонн), а в 2019 году по Севморпути будет отправлено до 30 млн тонн грузов. Основная часть этого объёма – полезные ископаемые, добытые в нашей Арктике. В этой связи также было сказано, что в обозримой перспективе «Росатом» планирует выйти на круглогодичную навигацию по СМП. Не то чтобы это было прорывной новостью, – подобное намерение существует давно, – но всегда неплохо, когда подобные вещи проговариваются с больших трибун.
Александр Стоцкий
5 декабря 2018