Арктика сегодня: Дальневосточный медиафорум
В Якутске продолжает свою работу II Дальневосточный медиафорум, стартовавший вчера. В фокусе внимания участников – а среди них глава Якутии А. Николаев, замполпреда президента РФ в ДФО Г. Куранов и вице-председатель Арктического экономического совета (АЭС) Т. Ваурасте – не только дальневосточные, но и арктические проблемы. В ходе выступлений и дискуссий озвучивались интересные данные, позиции и мнения. Вкратце поведаю о главных из них.
- Арктические инвестиции. По оценкам АЭС, глобальный потенциал арктических инвестиций на данный момент составляет порядка 1 трлн долларов. Из них примерно по четверти приходится на Россию и Скандинавию, а 30-40% – на США и Канаду. В структуре инвестпотенциала преобладает энергетика: что-то около половины всего портфеля – это проекты в данной области. На втором месте инфраструктура – морской, железнодорожный и воздушный транспорт, а также развитие портов. Инвесторам также интересны туризм и рыболовоство.
- Проекты АЗРФ. Наши арктические проекты обладают хорошими перспективами на мировом рынке капиталовложений. Одним из естественных партнёров нашей страны в высоких широтах может стать Евросоюз, который, как и Россия с Китаем, заинтересован в развитии арктической транспортной инфраструктуры. Однако для того, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, нужно соблюдение минимум одного из двух условий. Во-первых, России нужно всерьёз заняться продвижением наших проектов за рубежом – они выглядят очень привлекательно, но про них мало кто знает. Во-вторых, весьма желательна политическая нормализация отношений между Россией и Западом: это снизит внеэкономические риски для наших европейских партнёров. И если второе зависит, пожалуй, не столько от нашей страны, сколько от наших западных визави, то первое, я думаю, вполне в наших силах.
- Развитие Якутии. Поскольку Саха – одновременно и дальневосточный, и арктический субъект (да ещё и место проведения форума), немудрено, что собравшиеся активно обсуждали насущные вопросы республики. Говорили в основном об инфраструктуре. Так, правительство региона поделилось своими планами по участию в работе СМП: реконструкция порта Тикси должна позволить перевозить примерно один миллион тонн грузов в год (именно столько к 2030 году будет выдавать Северо-Якутская опорная зона). Бюджету она обойдётся в 2,5 млрд рублей. Ещё один важный инфраструктурный проект – строительство моста через Лену. По мнению республиканского руководства, появление моста повысит круглогодичную транспортную доступность региона с 20 до 83%.
Общее впечатление от мероприятия: развитие идёт, потенциал для него огромный, но главное – налицо желание и готовность идти по этому пути, принимать вызов грамотного и выверенного освоения арктических богатств.
Александр Стоцкий