Арктика сегодня: день технологического развития
Сегодня в Арктике выдался настоящий день технологий. Российская академия наук, МГУ и независимые эксперты презентовали концепцию пространственного развития России. В основе проекта лежит идея создания пространственно-транспортно-логистических коридоров на территории России, связывающих Европу и Азию. Коридоры, опирающиеся на перспективную скоростную железнодорожную магистраль и Северный морской путь, будут сообщаться между собой с помощью дополнительных транспортных артерий. Последние, по плану учёных, должны сами по себе превратиться в узлы устойчивого развития, позволяющие генерировать добавленную стоимость и создать точки притяжения для населения в районах Крайнего Севера. Концепция особо интересна тем, что одной из её целей является обеспечение развития Сибири, Дальнего Востока и Арктики. По словам главы РАН А. Сергеева, данный проект разрабатывался с учётом позиций органов государственной власти и компаний, что обуславливает его практический, «некабинетный» характер. Проект был передан для ознакомления Президенту, – теперь ждём реакции государства.
А тем временем стало известно о том, что Правительство одобрило выделение средств на научно-исследовательскую платформу «Северный полюс», проект создания которой был анонсирован в марте (мы упоминали об этом в наших обзорах). Итоговая ассигнованная сумма – почти 7 миллиардов рублей, срок ввода в эксплуатацию – 2020 год. В качестве исполнителя работ было выбрано предприятие «Адмиралтейские верфи». На самом деле, это очень важная новость: платформа позволит отказаться от практики станций, дрейфующих на арктических льдах, и перейти к постоянному базированию учёных в высоких широтах. В более же широком смысле, платформа даст нам ещё один козырь в борьбе за Арктику – сохранение нашей наукой статуса лидера в исследовании этого сложнейшего региона.
Ещё одна научная арктическая новость: похоже, безэкипажное судоходство в Арктике становится глобальным трендом. Всероссийский научно-исследовательского институт экспериментальной физики (ВНИИЭФ) заявил о проведении разработок по цифровому моделированию безэкипажного судна (БЭС). Как утверждают учёные, технология БЭС сулит значительные перспективы на арктических маршрутах: оптимизируется структура корпуса, увеличиваются объёмы перевозимого груза и эксплуатационные сроки судов, снижается отрицательное воздействие на безопасность судоходства человеческого фактора. Это – передовая разработка, вполне могущая подтвердить лидерство «Росатома» в сфере арктических технологий и грузоперевозок. Следует отметить, что это не единственный проект подобного рода: наши соседи по Арктике, норвежцы, также трудятся над созданием безэкипажной контейнерной линии в интересах добывающей компании «Яра»; существуют подобные проекты и у ряда неарктических стран. А значит, нам необходимо продолжать интенсивную работу над освоением и изучением Арктики.
Александр Стоцкий
10 апреля 2018