Арктика сегодня: «Голиаф», архангельский кластер и ПАТЭС как success story
Дальневосточная мега-верфь «Звезда» строится ударными темпами. Как сообщается, на площадке сухого дока смонтирован второй кран-гигант «Голиаф». Габариты изделия вполне соответствуют его названию: грузоподъемность крана составляет 1,2 тыс. тонн, при этом его высота достигает 120 метров, а ширина – 189 метров. Профилем «Голиафа» станет работа с крупными объектами: так, именно краны такого типа будут использоваться для сооружения ледокола «Лидер», а также супертанкеров, газовозов ледового класса и других видов морской техники, в том числе предназначенной для работы в Арктике. Примечательно, что сухой док строят с существенным опережением графика: первоначальные планы предусматривали его сдачу в 2023 году, но теперь делается всё, чтобы уложиться к 2020 году. Причины вполне объяснимы – для освоения нашей Арктики нужен мощный флот, поэтому приходится поторапливаться.
И ещё об арктическом гражданском судостроении. Одним из важных его участков является Архангельский кластер. Перспективы его развития стали предметом обсуждения стратегической сессии, прошедшей в области. В числе проблем отрасли были обозначены климатические условия, высокая географически обусловленная энергозатратность производства, а также значительная «северная» социальная нагрузка, ложащаяся на предприятия. В силу данных причин, на данный момент кластер фактически неспособен серийно производить суда. Но для арктических судостроителей это не повод впасть в уныние, а вызов. Они намерены сделать ставку на уникальные проекты с большой высокотехнологичной составляющей. По словам представителей кластера, будущее – за строительством и обслуживанием морских платформ, вспомогательных научно-исследовательских судов и подлодочных комплексов.
Напоследок – несколько наблюдений в отношении нашей ПАТЭС. Точнее, не самой станции, а, скорее, рефлексии по её поводу у американцев. Да, они с вниманием посматривают за нашими арктическими делами, и «Ломоносов» их интересует далеко не в последнюю очередь. Так вот, реакция на наш проект двоякая. С одной стороны, хватает алармизма. Тут сказывается общий негативный по отношению к России настрой и истерия, разогнанная ангажированной (да, давайте называть вещи своими именами) природоохраной: «Гринпис» (Деятельность «Гринпис Интернешнл» (Нидерланды) признана нежелательной на территории РФ) вон, ничтоже сумняшеся, со старта именует ПАТЭС не иначе как «Чернобыль на льду». Поэтому и в экспертной среде на эту тему хватает «озабоченностей». С другой же стороны, на нас – в который раз в истории – смотрят как на первопроходцев, которые будут делать что-то новое, большое и серьёзное.
Притом актуальное не только для России, но и для остальных арктических стран – проблемы-то у всех похожие. И вот тут возникает хорошо читаемая мысль: «А вдруг у русских всё получится? А вдруг это успех?» На этом моменте американцы отключают режим озабоченности и честно признают: придётся разговаривать, изучать наши наработки, перенимать российский опыт. Сформируется ещё одно направление для арктического диалога. А диалог – это всегда хорошо. В общем, чем больше у нас будет арктических историй успеха, тем лучше, притом не только с точки зрения соперничества, но и сточки зрения сотрудничества. Поэтому будем работать на успех!
Александр Стоцкий