Арктика сегодня: индийские инвестиции, итоги проводок и деньги для «Лидера»
Наша Арктика привлекает всё более пристальное внимание зарубежных инвесторов. На этот раз о своём желании вложиться в заполярные проекты России заявили индийцы. Как стало известно, министр нефти, природного газа и сталелитейной промышленности Индии Д. Прадхан заявил о готовности страны к финансовому участию в инициативе «Восток ойл», обещающей стать одним из флагманских проектов в АЗРФ. Ещё одно перспективное вложение индийцев — СПГ-проекты на Ямале. В целом, тренд показательный. Думается, это не последний крупный иностранный инвестор, который появится на нашем арктическом горизонте в обозримом будущем.
«Атомфлот» подводит итоги года. По словам гендиректора предприятия М. Кашки, на протяжении 2019 года атомные ледоколы России провели в ледовых акваториях 510 судов общей валовой вместимостью 30,28 млн тонн. Прирост налицо: за позапрошлый, 2018-й, год атомоходы обеспечили проводку 331 судна суммарной валовой вместимостью 12,7 млн тонн. По мере ввода в строй новых добывающих мощностей за Полярным кругом эти показатели будут расти. Однако тут важно понимать, что в какой-то момент рост может упереться в предел физической способности «Атомфлота» обслуживать движение на арктических трассах. Помните, я постоянно говорю о том, как важно строить ледоколы и делать это вовремя? Именно от нашего ледокольного потенциала зависят возможности поддержания темпа экономического роста в АЗРФ и, как следствие, в стране в целом.
Тем не менее, понимают потребность в ледоколах не только в ПОРА. Отрадно, что об этом животрепещущем вопросе не забывает и верховная власть. Вчера премьер-министр Д. Медведев подписал правительственное распоряжение о выделении средств на наш прорывный проект — ледокол «Лидер». Головное судно стоимостью 127,576 млрд рублей будет сооружено в 2020-27 годах на мега-верфи «Звезда». В случае с «Лидером» можно будет сказать безо всяких натяжек: аналогов этому судну нет. Мощность этой громады составит 120 МВт, атомоход будет способен ломать лёд трёхметровой толщины. Главной же «фишкой» проекта является то, что «Лидер» наконец-то сумеет обеспечить техническую возможность осуществления круглогодичной навигации по СМП. В общем, с какой стороны ни посмотри, это важный и долгожданный шаг, и замечательно, что он был сделан.
Александр Стоцкий