Фото: Никитин Ярослав / GeoPhoto.ru
Арктика сегодня: круглогодичная навигация, погранконтроль и Канозерские петроглифы
Начну свой сегодняшний выпуск с новостей, касающихся нашей арктической транспортной логистики. Как заявляют в «Атомфлоте», круглогодичные проводки судов по трассам Северного морского пути в восточном направлении на регулярной основе станут возможны начиная с 2023 года. Основания для такого подхода имеются. Так, в этом году в состав ледокольного флота войдёт головной атомоход «Арктика» проекта 22220, а до 2023 года к нему присоединятся ещё два ледокола-«одноклассника» – «Урал» и «Сибирь». Это позволит закрыть потребности в ледокольном сопровождении судов на трассах СМП на протяжении всего года.
Погранслужба предлагает правительству либерализировать режим пограничного контроля отечественных ледоколов, осуществляющих торговое мореплавание в Северном Ледовитом океане за пределами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Так, пограничники хотели бы разрешить таким судам неоднократное пересечение госграницы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. Думается, эта мера могла бы повысить мобильность нашего атомного флота в контексте грядущего увеличения нагрузки, обусловленного постоянным ростом грузопотока по СМП.
И об историко-культурном достоянии нашей Арктики. Решением министерства культуры РФ Канозерские петроглифы были признаны объектом культурного наследия федерального значения. Эти петроглифы представляют собой комплекс наскальных рисунков, находящихся на трёх островах и скале Одинокая в Терском районе Мурманской области. Канозерские петроглифы датируются 4-2 тысячелетием до нашей эры. Министерство культуры субъекта начало работу по включению петроглифов Канозера в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Александр Стоцкий