Арктика сегодня: план развития СМП и решение ИМО
Начну выпуск с важной новости. Премьер-министр Д. Медведев утвердил план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Документ носит проработанный и комплексный характер – он регламентирует конкретные меры во всех основных сферах, имеющих значение с точки зрения развития СМП, его дальнейшей трансформации в транспортный коридор мирового значения. Отмечу важную тенденцию. Как и в случае с подготовкой Стратегии развития АЗРФ до 2035 года, «Росатом», разрабатывавший план по СМП, пошёл по пути привлечения к написанию документа всех заинтересованных структур. Так, по словам главы дирекции СМП В. Рукши, при разработке плана учитывались предложения центральных и региональных органов власти, перевозчиков и добывающих компаний, ученых и экологов. Это правильно, ведь практическая ценность документов подобного уровня напрямую зависит от того, насколько они отражают интересы и задачи непосредственных участников процесса.
Россия выступила против решения ИМО запретить использование судового остаточного топлива в арктических акваториях. Ход грамотный – данный запрет, поспешно принятый организацией под давлением США, способен не только повредить нашему снабжению по СМП, но и помешать развитию заполярного транзита России. Как заявляет Минтранс, проблема, устранить которую призвано упомянутое решение, носит надуманный и политизированный характер. Протестное представление, сделанное российской делегацией в ИМО, основывается на научном труде, подготовленном Аналитическим центром при правительстве России и другими ведомствами, описывающем негативные последствия для арктических стран от введения в действие этого запрета. В общем, за свои интересы надо бороться, и отрадно, что именно это мы и наблюдаем в данном случае.
Александр Стоцкий