Арктика сегодня: СМП, грузы и суда
Начну сегодняшний выпуск с замечательной новости: грузооборот по СМП растёт опережающими темпами. По словам гендиректора госкорпорации «Росатом» А. Лихачёва, по итогам 2019 года объём перевозок грузов по Северному морскому пути составил 30 млн тонн. При этом по плану предполагалось перевезти 26 млн тонн. Пока что это рекорд. Так, в течение 2018 года объём перевозок грузов по Севмпорути составил 20,2 млн тонн, а топовым достижением советского периода были 6 млн тонн в год. Львиная доля тоннажа представлена грузами для наших арктических проектов. В авангарде — перевозки сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ» и нефти с Новопортовского месторождения. Надо отметить, что тренд тут — восходящий. В недалёком будущем начнёт работать «Арктик СПГ-2», подключатся новые проекты и на материке, и на шельфе, всё активнее будет проявлять себя национальный и международный грузотранзит. В общем, отличный результат, а перспективы — ещё лучше!
И ещё об арктических перевозках. По данным Счётной палаты, ряд крупных недропользователей, развёртывающих свою деятельность за Полярным кругом, могут столкнуться с дефицитом судов. Как утверждают ревизоры, ряду компаний не хватает как ледокольных мощностей, так и судов ледового класса. Что можно сказать по этому поводу? С одной стороны, подтверждается русская народная мудрость, гласящая: «готовь саночки с лета». Арктика требует долгосрочного планирования и продуманных решений. С другой стороны, дело не поздно поправить — отечественное судостроение на подъёме, поэтому и с новыми заказами справится.
Александр Стоцкий