Арктика сегодня: СМП, КМНС, СПГ
Начну сегодняшний выпуск с новостей Севморпути. Минтранс обнародовал свежие данные по грузоперевозкам по нашей арктической магистрали. Согласно приведённым цифрам, суммарный объём грузов, перевезённых по СМП в течение прошлого года, составил 19,688 млн тонн. Это в 1,84 раза больше, чем в 2017-м (тогда, напомню, по СМП перевезли 10,7 млн тонн). Основной вклад, конечно, за сжиженным природным газом: его перевозки выросли до 8,39 млн тонн. На втором месте – нефть и нефтепродукты (7,8 млн тонн), на третьем – генеральные грузы (2,3 млн тонн). Объем перевозки газового конденсата составил 805,4 тыс. тонн, угля – 291 тыс. тонн, руды – 43 тыс. тонн. И показатели эти будут только расти.
Ещё одна важная новость: стали известны примерные сроки внесения в Госдуму законопроекта о реестре КМНС. По словам Г. Ледкова, депутата от ЯНАО и главы Ассоциации КМНС, это состоится в весеннюю сессию. Событие в своём роде эпохальное. Как известно, представители наших малочисленных северных народов имеют право на ряд преимуществ и льгот, только вот, к сожалению, пока толком не могут ими воспользоваться, – процедур для определения того, кто относится к данной категории, а кто нет, пока что не существует. Упомянутый закон призван закрыть этот вопрос. В общем-то, давно пора это сделать, ведь разработка этого документа идёт без малого пятилетку.
Японцы перешли от заявлений о намерении войти в проект «Арктик СПГ-2» к конкретным предложениям на эту тему. Поступили сообщения о том, что два японских гиганта, Mitsubishi и Mitsui, в настоящий момент ведут переговоры о выкупе 10%-й доли в нашем ведущем арктическом проекте. При этом им, судя по всему, обещана поддержка японского бюджета, который, по слухам, может взять на себя примерно половину соответствующих затрат.
Александр Стоцкий
20 февраля 2019